Для цитирования:Савочкин Д. В. Опыт исследования социальной безопасности образовательного процесса в сибирском вузе / Д. В. Савочкин, Д. О. Труфанов // Siberian Socium. 2019. Том 3. № 1. С. 61-72. DOI: 10.21684/2587-8484-2019-3-1-61-72
Об авторах:
Савочкин Дмитрий Викторович, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России (г. Железногорск, РФ); gsed@sibpsa.ru
Труфанов Дмитрий Олегович, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социологии, Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, РФ); доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России (г. Железногорск, РФ); ORCID: 0000-0002-5946-7479; WoS ResearcherID: AAJ-6463-2020; dtrufanov@sfu-kras.ru
В статье рассматриваются вопросы социальной безопасности и деятельности по обеспечению защищенности лиц, обучающихся в образовательном учреждении высшего образования. Цель статьи — анализ факторов, способных снизить уровень социальной безопасности образовательного процесса в современном образовательном учреждении высшего образования как основного элемента профессиональной социализации будущих специалистов. На примере мониторингового исследования, которое проводилось в течение трех лет на базе Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, авторы статьи анализируют влияние ряда факторов, связанных с функционированием основных сервисов Академии, определяющих условия образовательного процесса. Применительно к Сибирской пожарно-спасательной академии такими индикаторами выступили: 1) удовлетворенность курсантов работой сервиса обеспечения питанием; 2) сервиса медицинского обеспечения; 3) удовлетворенность курсантов качеством преподавания учебных дисциплин; 4) оценка курсантами морально-психологического климата в коллективе; 5) оценка курсантами состояния социальных отношений в вузе. В результате проведенного исследования авторы делают ряд выводов, касающихся динамики общей удовлетворенности обучающихся и их отношения к отдельным сервисным направлениям, реализуемым в учебном заведении.
Азямов С. В. Психология современного терроризма / С. В. Азямов // Щит. 2005. № 11. С. 112-114.
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. М., 2001.
Кудрявцев В. Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления): монография [репр. изд.] / В. Н. Кудрявцев. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 136 с.
Немировский В. Г. Социология личности. Теория и опыт исследования / В. Г. Немировский. Красноярск: Изд-во Красноярского госуниверситета, 1989. 194 с.
Невирко Д. Д. Теоретико-методологические и правовые основы мониторинговых исследований социальных явлений: зарубежный и отечественный подходы к изучению наркоситуации / Д. Д. Невирко, В. Е. Шинкевич, Т. В. Куприянчик // Вестник СибЮИ ФСКН России. 2013. № 2 (13). С. 124-135.
Невирко Д. Д. Социология: курс лекций / Д. Д. Невирко, В. Е. Шинкевич, В. А. Шарыпова. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2004.
Савочкин Д. В. Социологический мониторинг как средство управления качеством учебного процесса в образовательных организациях высшего образования МЧС России / Д. В. Савочкин, Д. О. Труфанов // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2017. № 5. С. 27-33.
Тургунова А. Т. Социальные угрозы и социальная безопасность / А. Т. Тургунова // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). Казань: Молодой ученый, 2018. С. 33-34.