Для цитирования:Акулич М. М. Потребительское поведение молодежи на книжном рынке (на материалах социологических исследований в г. Тюмени в 2018 г.) / М. М. Акулич, И. В. Ильина, С. С. Губин // Siberian Socium. 2018. Том 2. № 2. С. 45-53. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-2-45-53
Об авторах:
Акулич Мария Михайловна, доктор социологических наук, профессор, кафедра общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; ORCID: 0000-0001-7112-3639; m.m.akulich@utmn.ru
Ильина Илона Валерьевна, старший преподаватель, кафедра общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; ORCID: 0000-0003-3118-2372; i.v.ilina@utmn.ru
Губин Сергей Сергеевич, бакалавр социологии, Тюменский государственный университет; sergiuslips@gmail.com
Книжный рынок находится сейчас в противоречивой ситуации: количество книжных наименований на рынке остается на уровне ста тысяч на протяжении уже более десяти лет, однако тиражи издания стремительно падают. Книготорговый оборот сохраняет относительную стабильность, но продажи в натуральном выражении сокращаются. Стабильность в основном достигается благодаря стратегии распространителей книжной продукции — повышению цен на книги. Проблемой для исследования является поведение потребителей на книжном рынке и факторы, влияющие на выбор книги и дальнейшую ее покупку. В настоящее время проводится недостаточно исследований на подобную тематику. ВЦИОМ, Левада-центр, различные журналы о книгах (например, «Книжная индустрия») проводят исследования чтения. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ежегодно публикует отраслевой доклад со всей необходимой информацией о книжном рынке, показательной статистикой, упоминая также связанные исследования. Однако ситуация с покупкой книг потребителями, в частности молодежью, остается недостаточно изученной. Цель настоящей статьи заключается в анализе потребительского поведения молодежи на книжном рынке г. Тюмени. Социологическое исследование, проводимое в целях изучения поведения молодых потребителей города Тюмени, проводилось методом анкетного опроса. Результаты исследования показали, что необходимую информацию о книжной продукции молодой потребитель получает в основном из социальных сетей либо от друзей и знакомых. Большинству потребителей при выборе книги важно ее содержание, цена и наличие в магазине. Спрос на книжную продукцию сокращается, и это связано с изменением места чтения в досуговой сфере населения, высокими ценами на книжную продукцию, а для молодых людей — с возможностью скачивания книг в Интернете.
Динерштейн Е. А. Еще раз о понятиях «книжного дела» и «истории книжного дела» / Е. А. Динерштейн // Книга. Исследования и материалы. М., 1989. Сб. 58. С. 87.
Коган А. Ф. Книжный бизнес в России: состояние и перспективы: монография / А. Ф. Коган, Т. С. Сократова. М.: МГУП, 2017. 530 с.
Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. 256 с.