• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Потребительское поведение молодежи на книжном рынке (на материалах социологических исследований в г. Тюмени в 2018 г.)

Выпуск:

2018. Том 2. №2

Название: 
Потребительское поведение молодежи на книжном рынке (на материалах социологических исследований в г. Тюмени в 2018 г.)


Для цитирования: Акулич М. М. Потребительское поведение молодежи на книжном рынке (на материалах социологических исследований в г. Тюмени в 2018 г.) / М. М. Акулич, И. В. Ильина, С. С. Губин // Siberian Socium. 2018. Том 2. № 2. С. 45-53. DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-2-45-53

Об авторах:

Акулич Мария Михайловна, доктор социологических наук, профессор, кафедра общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; ORCID: 0000-0001-7112-3639; m.m.akulich@utmn.ru

Ильина Илона Валерьевна, старший преподаватель, кафедра общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет; ORCID: 0000-0003-3118-2372; i.v.ilina@utmn.ru

Губин Сергей Сергеевич, бакалавр социологии, Тюменский государственный университет; sergiuslips@gmail.com

Аннотация:

Книжный рынок находится сейчас в противоречивой ситуации: количество книжных наименований на рынке остается на уровне ста тысяч на протяжении уже более десяти лет, однако тиражи издания стремительно падают. Книготорговый оборот сохраняет относительную стабильность, но продажи в натуральном выражении сокращаются. Стабильность в основном достигается благодаря стратегии распространителей книжной продукции — повышению цен на книги. Проблемой для исследования является поведение потребителей на книжном рынке и факторы, влияющие на выбор книги и дальнейшую ее покупку. В настоящее время проводится недостаточно исследований на подобную тематику. ВЦИОМ, Левада-центр, различные журналы о книгах (например, «Книжная индустрия») проводят исследования чтения. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ежегодно публикует отраслевой доклад со всей необходимой информацией о книжном рынке, показательной статистикой, упоминая также связанные исследования. Однако ситуация с покупкой книг потребителями, в частности молодежью, остается недостаточно изученной. Цель настоящей статьи заключается в анализе потребительского поведения молодежи на книжном рынке г. Тюмени. Социологическое исследование, проводимое в целях изучения поведения молодых потребителей города Тюмени, проводилось методом анкетного опроса. Результаты исследования показали, что необходимую информацию о книжной продукции молодой потребитель получает в основном из социальных сетей либо от друзей и знакомых. Большинству потребителей при выборе книги важно ее содержание, цена и наличие в магазине. Спрос на книжную продукцию сокращается, и это связано с изменением места чтения в досуговой сфере населения, высокими ценами на книжную продукцию, а для молодых людей — с возможностью скачивания книг в Интернете.

Список литературы:

  1. Баширова Э. Ю. Социальный портрет современной молодежи и организация свободного времени / Э. Ю. Баширова // Вестник ЧГУ. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-portret-sovremennoy-molodezhi-i-organizatsiya-svobodnog... (дата обращения: 12.07.2018). 
  2. Динерштейн Е. А. Еще раз о понятиях «книжного дела» и «истории книжного дела» / Е. А. Динерштейн // Книга. Исследования и материалы. М., 1989. Сб. 58. С. 87.
  3. Коган А. Ф. Книжный бизнес в России: состояние и перспективы: монография / А. Ф. Коган, Т. С. Сократова. М.: МГУП, 2017. 530 с. 
  4. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
  5. Курышева О. В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы / О. В. Курышева // Logos et Praxis. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-harakteristika-molodezhi-kak-vozrastnoy-gruppy (дата обращения: 12.07.2018). 
  6. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика. URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/leontyev-psychology.htm
  7. Лисовский В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. 361 с.
  8. Петровская Е. В. Кризис чтения или кризис качества чтения? / Е. В. Петровская // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-chteniya-ili-krizis-kachestva-chteniya (дата обращения: 12.07.2018). 
  9. Понукалина О. Специфика досуга современной молодежи / О. Понукалина // Высшее образование в России. 2007. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-dosuga-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 12.07.2018).
  10. Социология молодежи: энцикл. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. 606 с.
  11. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2014 году. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2015/bookmarket.html (дата обращения: 17.05.2018).
  12. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2017 году. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018/bookmarket.html (дата обращения: 15.06.2018).
  13. Чернова Н. В. Социология книжного рынка: Учебное пособие / Н. В. Чернова. М.: МГУП, 2016. 91 с.
  14. Щербакова Н. А. Мотивы чтения современной молодежи / Н. А. Щербакова // Вестник МГУКИ. 2009. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-chteniya-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 12.07.2018).
  15. Энджел Дж. Ф. Поведение потребителей / Дж. Ф. Энджел, П. У. Миниард, Р. Д. Блэкуэлл. СПб.: Питер, 2000. 944 с.
  16. Studme.org. Теория социального обмена. URL: https://studme.org/121911216001/sotsiologiya/teoriya_sotsialnogo_obmena (дата обращения: 21.05.2018).