• Переключить сайт на версию для слабовидящих

Образ России в представлениях населения современных приграничных регионов

Выпуск:

2017. Том 1. №1

Название: 
Образ России в представлениях населения современных приграничных регионов


Для цитирования: Максимова С. Г. Образ России в представлениях населения современных приграничных регионов / С. Г. Максимова, А. Г. Морковкина // Siberian Socium. 2017. Том 1. № 1. С. 76-83. DOI: 10.21684/2587-8484-2017-1-1-57-61

Об авторах:

Максимова Светлана Геннадьевна, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет (г. Барнаул, РФ); eLibrary AuthorID, ORCID, Web of Science ResearcherID, Scopus AuthorID, svet-maximova@yandex.ru

Морковкина Анастасия Геннадьевна, аспирант, кафедра социологии коммуникативных систем, социологический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; ggmork@mail.ru; soccomsys@mail.ru

Аннотация:

В статье анализируются некоторые компоненты образа России в представлениях жителей восьми приграничных регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока. В процессе исследования установлена противоречивость образа России в массовом сознании жителей ее приграничных регионов. Его позитивные аспекты связаны с международным авторитетом России, историческими достижениями и культурным наследием. Негативные черты определяются низким уровнем жизни, социальным неравенством и несовершенством экономической системы. Значительное место уделено анализу эмоциональных элементов образа России. В ходе исследования выявлена зависимость параметров идентификации респондентов с общностью граждан (как одного из важнейших компонентов их образа России) от ряда факторов. Показано, что они существенно определяются социально-демографическими характеристиками опрошенных: возрастом, полом, а также уровнем материального благосостояния и регионом проживания. Регионом-лидером по всем данным показателям выступает Еврейская автономная область, население которой демонстрирует наиболее высокую идентификацию с общностью россиян. В Забайкальском крае установлены более высокие значения эмоциональных элементов идентичности, по сравнению с другими регионами. Реже ощущают себя частью российской культуры опрошенные жители Омской области, Оренбургской области и Республики Алтай. Делаются выводы о влиянии социокультурной специфики приграничных регионов России на характер образа России в представлениях их жителей.

Список литературы:

  1. Гринберг Т. Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели / Т. Э. Гринберг // Электронный научный журнал «Медиаскоп». Реклама и PR. 2008. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/node/252 (дата обращения: 25.01.2017).
  2. Калоева Е. С. Особенности политико-социального образа России в современном мире через анализ содержания зарубежных печатных СМИ / Е. С. Калоева // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: материалы V Международной научно-практической конференции. Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова (Владикавказ), 2014. С. 538-541.
  3. Киркин А. Н. Формирование образа государства в политическом сознании россиян: особенности и тенденции: автореф. дисс. канд. полит. наук / А. Н. Киркин. М., 2006.
  4. Красницкая А. В. Народное единство и идеологическое многообразие: роль и место в обеспечении территориальной целостности государства (на примере Российской Федерации и республики Украина) / А. В. Красницкая, А. Ю. Ачмиз // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 243-246.
  5. Народное единство и гражданская идентичность: в поисках ориентиров // Компетенции успеха. Центр экономического развития и сертификации, 07.11.2016. URL: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3515#ixzz4RO2MXVss (дата обращения: 25.01.2017).
  6. Сидорская И. В. «Образ» или «имидж» страны: что репрезентируют СМИ / И. В. Сидорская // ЭБ БГУ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации. Псковский государственный университет. 2015. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/123210 (дата обращения: 25.01.2017).
  7. Симчера Я. В. Внешняя миграция населения в современной России: автореф. дисс. канд. эк. наук / Я. В. Симчера. М., 2003.
  8. Смирнов С. Н. Образ России: между прошлым и будущим? / С. Н. Смирнов, А. К. Капустин, Н. И. Исаев // Мир России. 2012. № 4. С. 63-90.
  9. Степанова И. Международный имидж России через призму инструментального подхода / И. Степанова // Корпоративная имиджелогия. 2007. № 1(1). URL: http://www.ci-journal.ru/article/66/200701rezenzia_galumov (дата обращения: 25.01.2017).
  10. Dinnie K. Nation Branding. Concepts, Issues, Practice / K. Dinnie. Oxford, 2008. 264 pp.
  11. Fedorov A. The Image of Russia on the Western Screen in the Ideological Confrontation Epoch (1946-1991): From the Late Stalinism to the “Thaw”, from “Détente” and “Stagnation” to the “Perestroika” / A. Fedorov // European Researcher. 2013. Vol. 53. No 6-2. Pp. 1772-1786.
  12. Russia’s Global Image Negative amid Crisis in Ukraine // Pew Research Center. Global Attitudes & Trends, 2014. URL: http://www.pewglobal.org/2014/07/09/russias-global-image-negative-amid-crisis-in-ukraine (дата обращения: 25.01.2017).
  13. Sidorova O. Images of the Russian people and Russia in the contemporary English novel / O. Sidorova // Quaestio Rossica. 2016. Vol. 4. No 2. Pp. 183-194. DOI: 10.15826/qr.2016.2.166