С 17 по 19 ноября в Институте математики и компьютерных наук проходил завершающий третий модуль программы «Деятельностное математическое образование», в котором принимали участие преподаватели математических и IT-дисциплин из Тюмени и Уфы. Перед ними стояла задача поиска новых форматов и инструментов работы для формирования у студентов универсальных и общепрофессиональных компетенций. Результатом работы междисциплинарных групп стало выработанное общее представление о том, что необходимо сделать для решения этой задачи и какие для этого нужны ресурсы.
Преподаватель – человек неравнодушный. Я в очередной раз убедилась в этом на программе повышения квалификации «Деятельностное математическое образование». Во-первых, неравнодушны были слушатели курса: мы делились опытом и проблемами, искали решения, критически подходили к своей работе. Во-вторых, неравнодушны были модераторы и руководители курса: им хотелось, чтобы данный курс сподвиг каждого попробовать что-то поменять.
Наверное, главный результат для меня – это осознание того, что деятельность ради самой деятельности бессмысленна: можно наворотить много всего, что будет вызывает сиюминутный интерес, однако без глобальной идеи этот интерес быстро угаснет. И если мы хотим, чтобы образование было деятельностным, нужно сначала ответить на вопросы. На что направлена эта деятельность? Что получит от нее преподаватель? Что получит от нее студент? Как связана эта деятельность с другими видами деятельности? И еще одна мысль, которая оформилась к концу курсов: меняя форму, нельзя не менять содержание обучения.
Большое спасибо организаторам этого курса, что дали возможность остановиться и осмыслить нашу с вами работу! И спасибо коллегам за плодотворное сотрудничество!
— Алия Гайнетдинова, доцент кафедры высокопроизводительных вычислительных технологий и систем Уфимского университета науки и технологий, слушатель программы
В быстро меняющемся мире, в смывающем нас потоке информации есть твердо стоящая и неизменная опора – имя ей «математика». Наша задача как преподавателей научить студентов использовать эту опору с максимальной эффективностью. Программа «Деятельностное математическое образование» – это поиск форматов и инструментов передачи знаний, обеспечивающих их практическую употребимость. Я выражаю благодарность авторам и организаторам данной программы за создание пространства, в котором мы делаем наше образование лучше и полезнее.
— Ксения Бородина, доцент кафедры фундаментальной математики и механики ТюмГУ
Третий модуль оказался крайне интересным, он поставил перед всеми (участниками, организаторами, модераторами) несколько вопросов. Смогли ли участники продвинуться по сравнению с первым и вторым модулями? Справились ли мы как модераторы? Есть ли надежда увидеть эффект от этого обучения в будущем? После проведения модуля я ответил для себя на все вопросы «Да!». Модуль был наполнен множеством инициатив, командной работой и желанием придумать что-то новое. Он показал готовность участников меняться, применять новые методики обучения, критически мыслить, находить нестандартные подходы в проведении занятий. И все эти действия, в первую очередь, были нацелены на повышение эффективности обучения, уровня знаний и понимания предмета студентом.
— Владимир Ракитин, старший преподаватель кафедры информационной безопасности ТюмГУ, модератор программы
Всем преподавателям, успешно завершившим обучение по программе «Деятельностное математическое образование», теперь предстоит на практике апробировать новые инструменты и форматы работы. И, хотя обучение по программе закончено, остаются площадки, на которых преподаватели могут поделиться своим опытом и услышать об опыте коллег. В ИМиКН регулярно проводятся научно-методические семинары по проблемам современного математического образования в вузе и школе, которые собирают участников из разных городов РФ.
#ШКН