19–20 октября состоялась Третья Всероссийская ИОТ-конференция, посвященная индивидуальным образовательным траекториям. На площадке РАНХиГС при Президенте России собрались университеты, которые собираются или уже внедряют в учебный процесс возможности индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) для студентов. Участие в конференции приняло более 450 человек из Калининграда, Владивостока, Санкт-Петербурга, Тюмени, Томска, Воронежа, Самары, Грозного, Екатеринбурга, Майкопа, Челябинска, Новокузнецка, Томска и других городов. Спикерами конференции выступили руководители университетов, профильных и смежных госорганизаций, общественных движений и эксперты ИОТ-направления.
Администраторы, преподаватели и студенты Тюменского государственного университета приняли участие в интерактивной сессии и панельной дискуссии, представили один доклад.
В первый день конференции прошла интерактивная сессия «Кампус нового типа: как компании-партнеры входят в гибкое образовательное пространство».
Индивидуальные образовательные траектории в ТюмГУ уже невозможно повернуть вспять. Они тянут за собой изменения и в физическом пространстве. Нам пришлось переоборудовать все корпуса, перестроить пространство и даже снести сакральный главный корпус и построить на его месте огромный корпус, превышающий по своей площади все площади университета.
В Тюмени спроектирован и выигран конкурс на межвузовский кампус. Там будет размещаться не только ТюмГУ, но и некоторые другие университеты.
Я считаю, что чем больше будет клубной коммуникации между людьми из разных компаний, университетов — не важно, кто это, рядовые сотрудники, инженеры, исследователи, студенты, преподаватели, — тем больше будет классных проектов и тем привлекательнее будет университет и кампус для студентов
— Мария Косицына, руководитель Офиса трансформации ТюмГУ

Второй день конференции начался с пленарной дискуссии «Формирование субъектности студента в гибком образовательном процессе». Участники дискуссии размышляли над тем, должен ли университет быть местом формирования субъектности, и какие у него для этого есть возможности.
В 2017 году у меня была задача сформировать дизайн лекционного блока для дисциплины „Россия и мир“. Надо было оформить набор лекций. Первая заявленная нами тема была связана с субъектом в премодерне. Мы говорили о субъектности в эпоху, где не было представления об авторстве, о закреплении самостоятельного инициативного действия. В ходе одной из таких лекций выяснилось, что для студентов-первокурсников, которые только-только совершили переход, трансгрессию, разговор о средневековом субъекте — очень важный. Они задавали лектору вопросы, и у них явно выстраивались ассоциативные связи со своей позицией в новом качестве, в университете. Насколько они коллективный субъект, насколько могут быть индивидуальными субъектами.
Для меня в этом кейсе и есть „университетскость“. Этот кейс позволил представить, как надо строить образовательное пространство. Предоставить студентам право выбора, движения, чтоб они могли проявить свою субъектность
— Надежда Федорова, руководитель программы развития ТюмГУ

Директор Школы компьютерных наук ТюмГУ Евгений Вдовин, студенты 4 курса бакалавриата «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» Арсений Ходырев и Тимур Низамов представили онлайн-сервис «Отзывус» для оценки учебных курсов студентами, внедрённый в Тюменском государственном университете.
Одним из пунктов нашего дальнейшего развития указана разработка сервиса аналитики. Чтобы не просто реагировать на проблемные ситуации или радоваться, что у нас всё замечательно, а действительно принимать системные решения по трансформации образовательного пространства. Потому что подходы меняются, каждый год что-то новое появляется. Куча гипотез, и это очень здорово, но для их проверки нужны данные, и „Отзывус“ как раз может эти данные предоставлять. В этом смысле студенты становятся не участниками образовательного процесса, а соучастниками.
Мы настроены на то, чтобы исходники „Отзывуса“ были открытыми, и студенты из нашего университета, из других университетов, другие разработчики могли вносить туда свои предложения по улучшению нашего сервиса
— Тимур Низамов, разработчик «Отзывуса», студент ТюмГУ.

ИОТ — это тема, которая закрепилась в дискурсе и считается неизбежным будущим. И если ранее мы говорили, что это некий набор технологий, позволяющий менять университеты, то теперь звучит, что это, скорее, ориентир и метамодель, самостоятельный неизбежный общественный тренд.
В целом ИОТ-конференция — это хороший обмен опытом и площадка диалога вузов с вузами. Вузам важно увидеть, что сделали другие университеты до них, какой опыт пережили. Мы много говорили о компетенциях выпускников вузов, и здесь я скажу как работодатель тоже: фундаментальность образования, широта картины мира, умение работать в команде, рефлексия, умение работать в неопределенности оказываются гораздо важнее, чем какие-то конкретные навыки, которым можно научить и даже переучить. Нужен человек, который способен к действию, готовый работать в команде, постоянно учиться и осваивать новые инструменты. И тут я скажу четко: без применения всего широкого спектра ИОТ-технологий этот результат недостижим. Главный ответ современности — начинать работать со студентами как с индивидуальными личностями
— Владимир Рахтеенко, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор CUSTIS.
ИОТ-конференция является одним из трех ключевых ежегодных мероприятий Десятилетия науки и технологий в треке «Проектирование будущего». Организатор мероприятия — «ИОТ-университет», созданный при поддержке консорциума вузов, в который входят ТюмГУ, УрФУ, НИЯУ, МИФИ, Сеченовский Университет, ТГУ, САФУ, ТИУ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ЮФУ, НГУ, ЯГТУ, ЧГУ, СПбПУ, МГИМО.
Ссылки ИОТ-университета:
https://t.me/iotuniversity
https://vk.com/iot_university
https://dzen.ru/iotuniversity
#ШКН
Читайте также
-
19 февраля 2025
IV заседание научного семинара ШКН
20 февраля состоится очередное заседание научного семинара Школы компьютерных наук
-
18 февраля 2025
Цифровые продукты для телереанимации: совместные проекты ТюмГУ и компании "Орион"
Мы продолжаем рассказывать об этапах работы над Цифровой платформой телереанимации, которую создаёт в том числе команда преподавателей и студентов Школы компьютерных наук
-
13 февраля 2025
Как научить искусственный интеллект проектировать информационные системы?
Уникальное исследование возможностей больших языковых моделей для проектирования информационных систем провели студенты ШКН