544161-TEMPUS-1-2013-1-UK-TEMPUS-JPCR
Aston University
«Совершенствование преподавания европейских языков
на основе внедрения онлайн-технологий в подготовку учителей»
DeTEL (2013-2016)
Совершенствование преподавания европейских языков
на основе внедрения онлайн-технологий в подготовку учителей
Открытие проекта Темпус
С 3 по 5 марта 2014 года ТюмГУ принимал большую делегацию зарубежных и российских партнеров нового трехлетнего проекта Темпус (в количестве 17 человек). Программа Европейской комиссии «Темпус», в прошлом году отметившая свой 20-летний юбилей, хорошо известна в Тюменском университете с 1993 года, то есть с самого начала ее деятельности, благодаря участию в 15 проектах, в девяти из них ТюмГУ являлся главным бенефициантом.
Всего в проекте участвуют 10 вузов из 6 стран и Департамент образования и науки Тюменской области. В группу управления проектом входят главный координатор проекта д-р Сью Гартон (Университет Астон, СК), координатор со стороны стран-партнеров д-р Г.В. Телегина (ТюмГУ, РФ), координаторы (контактные лица) от каждого вуза-партнера. Координирующей структурой от ТюмГУ выступает Региональный институт международного сотрудничества во главе с директором Г.В.Телегиной, имеющей опыт координирования девяти проектов Темпус и являющейся членом двух экспертных комиссий Еврокомиссии.
В консорциуме проекта три европейских партнера: Университет Астон (Великобритания), грантодержатель, партнер ТюмГУ по предыдущему проекту Темпус, посвященному разработке квалификационных рамок в экологической сфере и модернизации программ бакалавриата и магистратуры. Новые партнеры Университет Кан Нижняя Нормандия (Франция) и Педагогический университет Фрайбурга (Германия) имеют большой опыт успешной деятельности в условиях Болонского процесса. В этих университетах эффективно работают центры образования на основе виртуальных технологий, реализующие как программы базового образования, так и дополнительного «образования через всю жизнь». В консорциум входят также три российских университета - Тюменский госуниверситет, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского и Воронежский государственный университет; два узбекских лингвистических вуза - Узбекский государственный университет мировых языков (г.Ташкент) и Самаркандский государственный институт иностранных языков; два украинских университета – Киевский национальный лингвистический университет и Николаевский национальный университет им. В.О. Сухомлинского.
Новый проект Темпус «Совершенствование преподавания европейских языков на основе внедрения онлайн-технологий в подготовку учителей» нацелен на повышение потенциала университетов-партнеров, осуществляющих подготовку преподавателей европейских языков, в частности, на усиление взаимосвязи между средним и высшим образованием, путем разработки и внедрения основанной на онлайн-технологиях и Европейской системе переводных зачетных единиц магистерской программы подготовки учителей иностранных языков.
Задачи проекта:
- разработка новой модели обучения учителей;
- создание сообщества высококвалифицированных преподавателей, способных осуществлять повышение квалификации школьных учителей;
- разработка и внедрение магистерской программы для учителей европейских языков на основе онлайн-технологий;
- открытие центров дистанционного доступа к обучающим ресурсам для школьных учителей;
- создание потенциала для интернационализации высшего образования через интерактивное сетевое общение педагогов.
Проект удачно вписывается в федеральную программу развития российского образования: его цели особенно актуальны в контексте планируемого с 1 января 2015 года ввода нового стандарта подготовки учителей. Этот стандарт предполагает, что современный учитель должен владеть хотя бы одним иностранным языком на уровне его активного использования в работе со школьниками, а также свободно владеть компьютером, проводить видеоконференции, видео-презентации, вести уроки по скайпу и использовать богатейшие ресурсы и возможности профессионального общения, предлагаемые интернет-сообществом. В этом смысле российские вузы-члены консорциума получат хорошую поддержку при разработке соответствующих магистерских программ для подготовки школьных учителей, возможность для повышения квалификации преподавательских кадров в европейских вузах-партнерах. Важная стратегическая роль в решении задач проекта отведена представителю работодателей - Департаменту образования и науки Тюменской области, формирующему региональную политику в сфере образования. Участие в проекте двух узбекских лингвистических вузов - Узбекского государственного университета мировых языков (г.Ташкент) и Самаркандского государственного института иностранных языков - позволит им не только обучить преподавателей новым технологиям и разработать магистерские программы, но и стать ведущими вузами в этой сфере. Министерство образования Узбекистана недавно поручило Узбекскому государственному университету мировых языков (г. Ташкент) создать республиканский центр подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров: в этой связи участие в данном международном проекте принесет вузу несомненную пользу. Вопросы качества языкового образования в школе и вузе, современные методы обучения также в центре внимания и украинских университетов-членов консорциума – Киевского национального лингвистического университета и Николаевского национального университета им. В.О. Сухомлинского.
В рамках программы мероприятий по открытию проекта в Тюменском государственном университете были успешно проведены:
– круглый стол «Проблемы подготовки учителей иностранного языка в европейском, национальном и региональном контексте», на котором обсуждались достижения и проблемы подготовки преподавателей иностранных языков как в европейских странах, так и странах-партнерах России, Украине и Узбекистане;
– координационное совещание и практический семинар для участников программы Темпус с целью согласования многочисленных мероприятий проекта и создания условий эффективного взаимодействия, необходимого для успешной проектной работы в составе большого международного консорциума.
Гости Тюмени познакомились с историей города, его историческими достопримечательностями и современными районами. Город произвел на гостей очень хорошее впечатление. Знакомство с ТюмГУ было продолжено в ходе посещения базы практики и отдыха «Лукашино», где участники проекта продолжили обсуждение планов межуниверситетского сотрудничества, наслаждались красотой заснеженного леса и осваивали особенности зимнего отдыха – для всех зарубежных гостей это было первая – и незабываемая - встреча с Россией.
Информация подготовлена РИМС ТюмГУ.
По всем вопросам просим обращаться в Региональный институт международного сотрудничества ТюмГУ по адресу:
г. Тюмень,ул. Ленина,23, оф. 215
Тел. /Факс: +7 (3452) 45 -57-04(офис), 45-50-86 (Н.В.Штыкова)
Эл.почта: riic@utmn.ru
В состав рабочей группы вошли представители профессорско-преподавательского состава вузов Узбекистана (УзГУМЯ) и Российской Федерации (Тюменский государственный университет, Ярославский государственный педагогический университет)
В соответствии с общей целью проекта – содействие модернизации и интернационализации российского и узбекского высшего образования через совершенствование преподавания европейских языков на основе внедрения онлайн-технологий – и необходимостью решения текущих задач, была разработана и реализована программа рабочей сессии, которая включала в себя различные виды деятельности.
В ходе семинара-тренинга были проведены следующие мероприятия:
• Семинар «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Требования. Возможности и особенности реализации учебного процесса в образовательной среде на базе системы Moodle. Создание электронных образовательных ресурсов в среде портала Moodle» (директор Центра электронных образовательных технологий ВГУ, к.т.н. А.П. Толстобров).
• Лекция: Преподавание английского языка на профильном факультете с использованием новых информационных технологий: концептуальные решения. (д.ф.н., проф., зав. кафедрой английской филологии Л.В. Цурикова)
• Лекция: Формирование комплексных речевых умений на первом иностранном языке с использованием ИКТ. (к.п.н., доцент Е.Ю. Чайка)
• Лекция: Использование ИКТ в процессе реализации образовательных программ на факультете романо-германской филологии ВГУ. (д.ф.н., проф., декан факультета РГФ Н.А. Фененко)
• Лекция: Роль ресурсных центров в совершенствовании преподавания иностранных языков с использованием новых ИКТ. (д.ф.н., проф., зав. кафедрой французской филологии Е.А. Алексеева)
• Практическое занятие по английскому языку с использованием новых ИКТ. (к.ф.н., доц. Быстрых А.В.)
• Практическое занятие: Иноязычная письменная деловая коммуникация. Особенности составления и реализации электронного УМК на базе платформы Moodle. (к.ф.н., преподаватель С. Ю. Булгакова)
• Практическое занятие: Использование новых информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки специалистов, обучающихся по программе 035700 Лингвистика. (к.ф.н., доцент В. Ю. Иванова)
|
С 27 июня по 10 июля 2016 года прошла очередная рабочая встреча участников консорциума в рамках проекта Темпус «Совершенствование преподавания европейских языков на основе внедрения онлайн-технологий в подготовку учителей» в вузе-партнере – Педагогическом университете г. Фрайбурга.
Основная цель этого мероприятия заключалась в экспертной оценке результатов реализации модулей магистерской программы «Преподавание иностранных языков с использованием онлайн технологий» в течение первого, пилотного, года обучения и совершенствование учебных материалов на основе этой оценки.
На итоговом совещании были обсуждены вопросы дальнейшего сотрудничества как в рамках данного проекта, сроки реализации которого по решению Европейского Совета продлены до 2017 г., так и по другим направлениям совместной деятельности в области модернизации и информатизации высшего педагогического образования в вузах – участниках консорциума.