• Переключить сайт на версию для слабовидящих
? Зачем Университету издательство?

! Университетское книгоиздание является самым мощным ресурсом российской книжной культуры. Это объективно отражает официальная статистика практически по каждому региону. Даже в тех областях, где нет простых издательств, есть вузовская издательская структура (издательство, редакционно-издательский отдел и т. д.). В значительной части областей и республик нашей страны университетские издательства являются лидерами по количеству и объему выпускаемой литературы.

Согласно Федеральному закону об образовании (ст. 35 и ст. 34 п. 1) обучающиеся должны обеспечиваться учебниками, учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами. Предоставлять необходимую литературу им должно учебное заведение. В этом же законе (ст. 18 п. 1) указано, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Один из способов выполнять указанные пункты – создать свое университетское издательство.




? Издательская деятельность в Уставе Университета

!  Деятельность каждого университета регламентируется Уставом – основным документом образовательного учреждения, определяющим порядок его функционирования.

Написание, издание и тиражирование учебников, учебных пособий и иных произведений, в том числе научных, методических, а также периодических изданий является целью учебного заведения. Устав Университета предусматривает осуществление редакционной и издательско-полиграфической деятельности, тиражирование учебных, учебно-методических, информационно-аналитических и других материалов, розничную торговлю книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами.

Издательство является структурным подразделением вуза. Для каждого подразделения разрабатывается свое Положение.




? Какой документ регламентирует деятельность издательства? 

!  Издательство создается и функционирует на основе Положения о структурном подразделении.

Положение об издательстве – основной документ, регламентирующий его деятельность. Оно определяет основы правового статуса издательства Университета, а также общие принципы организации его деятельности и функционирования (цели, задачи и виды деятельности издательства, структуру и организационные основы, планирование деятельности и финансовое обеспечение). 

Задачи, функции и порядок деятельности издательства могут дополнительно определяться и конкретизироваться приказами ректора Университета, а также иными локальными нормативными документами Университета. 

Назначение Издательства ТюмГУ состоит в осуществлении на профессиональном уровне издательско-полиграфической деятельности, что отражено в Положении. Целями являются содействие развитию ВПО в РФ, интеграции науки, образования и производства путем опубликования в установленном порядке учебников, учебных пособий, научных трудов преподавателей Университета по дисциплинам направлений подготовки и специальностей, реализуемых в Университете.

В некоторых вузах разрабатывается общее Положение об издательской деятельности для всех подразделений, осуществляющих редакторскую подготовку и печать продукции, и Положение о функционировании университетского издательства.




? Кто в Университете контролирует издательскую деятельность?

Редакционно-издательский совет (РИС) – постоянно действующий совещательный орган Университета. Он создается приказом ректора в целях осуществления контроля над обеспечением высокого качества издаваемой литературы, развития и совершенствования редакционно-издательской деятельности в вузе. Деятельность совета регламентирует Положение.

РИС рассматривает вопросы об издании учебной и научной литературы, а также другой литературы, необходимой Университету для реализации образовательного процесса. В ходе его работы формируется План издания учебной и научной литературы, вырабатываются рекомендации по организации, развитию и совершенствованию редакционно-издательской деятельности, анализируются ее результаты, подготавливаются проекты решений по данным вопросам.




? На основе какого документа составляется План издания?

Регламент издания учебной и научной литературы – документ, определяющий виды изданий и регламентирующий процедуру планирования, изготовления и распространения учебной и научной литературы в Университете. Он содержит приложения с требованиями, формой заявки и анкеты для автора, схемой проверки рукописи на заимствования. Регламент утверждается ректором Университета. В случае несоответствия рукописи требованиям заявку могут исключить из Плана издания.




? Как формируется План издания учебной и научной литературы?

 План формируется ежегодно, на основе заявок от институтов и других подразделений вуза, а также анализа библиотечного фонда. Он утверждается Редакционно-издательским советом. В план включается учебная, научная, справочная и другая литература, которую планируется издать как за счет средств Университета, так и с привлечением внешних источников финансирования, а также все журналы, книжные серии и совместные проекты. 

Этапы формирования и утверждения Плана издания
Этапы формирования и утверждения Плана.png
 



? Как составляется План издания внутривузовской учебно-методической литературы?

! Совместно с Планом издания учебной и научной литературы ежегодно формируется План издания внутривузовской учебно-методической литературы. В него включаются сборники заданий, практикумы, методические указания и т.п., необходимые для изучения учебных дисциплин. В план вносятся данные об авторе, вид и форма издания, специальность и дисциплина, срок предоставления в издательство, объем и тираж. Для включения в план автору необходимо получить одобрение на заседании кафедры и согласовать издание рукописи через СЭД (система электронного документооборота).




? Как определяется направление деятельности издательства?

Стратегия – определенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей, определенный курс развития организации на среднесрочный/долгосрочный период, затрагивающий все виды ее деятельности. Выбор направления развития осуществляется при помощи различных аналитических методов. 

Для составления стратегии проводится анализ собственного издательства, определяются его сильные и слабые стороны, рассматривается работа других университетских издательств, определяются современные тенденции в книгоиздании и направления развития Университета. На основе этого разрабатывается несколько вариантов действий, позволяющих прийти к поставленным целям. 




? Отчет по стратегии развития издательства

! По окончанию периода, на который составлялась стратегия, формируется отчет. Проводится изучение общей работы издательства и конкретных направлений деятельности. По каждой поставленной в стратегии цели выполняется анализ – что и в каком объеме было выполнено, достигнута ли эта цель. В случае ее недостижения, определяются причины, по которым это было невозможно, и определяются пути решения проблем. На основе этого составляется стратегия развития на новый период.