Рынок труда сегодня динамично меняется, постоянно появляются новые профессии, усложняются требования к существующим, и высшая школа должна гибко и быстро реагировать на эти запросы. Считаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии. Это не так просто наладить, но нужно это сделать.
Владимир Путин
Послание Президента Федеральному Собранию
15 января 2020 года
Одна из главных задач Тюменского государственного университета – обучение студентов, которые станут специалистами и профессионалами, обладающими уникальными конкурентными преимуществами, способными ориентироваться в быстро меняющихся условиях рынка труда. Нами уже проведена большая работа по внедрению индивидуальных образовательных траекторий. Сегодня мы переходим к модели «2+2+2», которая, также основываясь на принципах индивидуализации, предоставляет обучающимся возможность систематически проектировать наполненность и направленность своего обучения.
Иван Романчук
Ректор ТюмГУ
Формула «2+2+2» расшифровывается как двухуровневый бакалавриат (или специалитет) и магистратура. Два уровня первой ступени образования – самостоятельные треки: общеобразовательный и профессиональный.
В течение первых двух лет студенты осваивают общеобразовательную (ядерную) программу и развивают универсальные компетенции в области самоуправления, коммуникации, цифровой грамотности, анализа данных, проектирования и проектного менеджмента. Учебные курсы и практики реализуются на основе принципа индивидуализации. Студенты могут выбрать уровень сложности обучения и варианты образовательного контента.
Второй трек – профессиональный. Студенты приобретают набор компетенций, погружаются в передовые среды и вовлекаются в перспективные профессиональные практики. Каждая программа предусматривает блок практического обучения, составляющий не менее 50% от общего объема профессионального трека. Третий уровень – магистратура, которая может стать продолжением основной специализации или точкой повторной смены профиля обучения.
Одна из самых важных особенностей системы «2+2+2» – мобильность. Студенты могут проектировать свою траекторию в рамках нескольких образовательных программ, а в будущем и в рамках нескольких университетов.