Валерий Фальков: Об итогах работы коллектива университета за 2012−2018 гг. и стратегических задачах на ближайшие 6 лет
Напомним, в апреле 2018 года приказом Минобрнауки России Валерий Фальков был назначен ректором Тюменского госуниверситета на второй срок. Фактическое руководство вузом он осуществляет с декабря 2012 года, когда на него были возложены полномочия исполняющего обязанности ректора.
Достижения и статистическая информация за 2012−2018 годы представлены в информационном буклете, подготовленном на основании отчетов ключевых структурных подразделений ТюмГУ. На Ученом совете в своем докладе Валерий Фальков кратко обозначил яркие успехи вуза и указал на ряд проблем, которые предстоит решить.
Что удалось?
Безусловно, главным достижением Тюменского госуниверситета является его включение в Проект 5−100.
«Благодаря поддержке правительства и наличию здоровых амбиций мы совершили дерзновенный прорыв в высшую лигу российских университетов. По прошествии почти 3 лет я уверен, что это было правильное решение, потому что участие в этом проекте каждый год дает университету новые преимущества», — отметил в своем выступлении Валерий Фальков.
Значимым показателем динамичного развития университета являются итоги приемной кампании. За прошедшие 6 лет в ТюмГУ не просто значительно улучшилось качество приема, но и изменилась его структура. Из университета заочной формы обучения ТюмГУ постепенно превращается в университет очников. На сегодня в головном вузе обучается без малого 20 тысяч студентов и аспирантов. Из них только 7,8 тысячи учится заочно.
«Это хороший результат. И мы поставили себе задачу к 2020 году ограничиться приемом на заочную форму только в магистратуру и не принимать заочников на бакалавриат и специалитет. Это принципиальная позиция», — прокомментировал ректор.
По итогам приема в 2018 году ТюмГУ полноправно является лидером по среднему баллу ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджет. За 6 лет этот показатель вырос почти на 10 пунктов.
«Требования в системе высшего образования сегодня таковы, что вузы, где средний балл ниже 75, считаются вузами со слабым контингентом, — пояснил Валерий Фальков. — Когорта столичных вузов живет давно в логике 85+. И мы к 2020 году по Дорожной карте должны прийти к показателям на бюджет не менее 80. По договору — не менее 70. Это другой контингент и другой университет».
Также серьезными результатами были названы инфраструктурные изменения, трансформация образовательной деятельности, новые точки притяжения для талантливых студентов (Политехническая школа, Школа перспективных исследований, Институт X-BIO), а также практически с нуля выстроенные отношения с рядом крупных компаний — «Газпром нефтью», «Сибуром», «Группой ГМС» и др. Инвестиции с их стороны в совместные с университетом проекты за последние 6 лет измеряются сотнями миллионов рублей.
Над чем предстоит работать?
Трансформация магистратуры — это первое, над чем предстоит упорно работать университету в предстоящие 6 лет.
«Нам необходимо сделать ее конкурентоспособной», — считает Валерий Фальков.
Проблемными точками он назвал, во-первых, малое количество магистрантов от общего числа студентов вуза — всего 10%. Во-вторых, недостаточное количество тех, кто поступает в магистратуру ТюмГУ из других вузов.
Кроме того, все студенты после бакалавриата хотели бы работать. В этой логике занятия в будние дни с 8 утра совершенно неудобны. В магистратурах лучших вузов страны обучение ведется после 18:00 и в выходные дни — тогда, когда удобно студенту, а не преподавателю и университету. К этому нужно стремиться и Тюменскому университету.
Для решения этих проблем Валерий Фальков предложил разработать новую стратегическую инициативу по развитию магистратуры.
«Нам нужно ответить на ключевые вопросы: почему одни магистерские программы оказываются востребованы у студентов, другие нет? Что влияет на принятие решения — сама программа или бренд университета, условия ее реализации или стоимость, личность руководителя или условия продвижения? Нам нужны индикаторы, определяющие количественные и качественные показатели развития программ».
Второе, что вызывает сегодня беспокойство, — это дополнительное образование.
Напомним, Институт дополнительного профессионального образования был расформирован и его функции были распределены между структурными подразделениям вуза.
«Надо учесть, что это самый динамично растущий сегмент образования в мире. И мы не можем недооценивать данное обстоятельство, — уверен ректор. — Нам нужны новый формат работы, новая команда профессиональных управленцев, новый уровень сетевого взаимодействия с предприятиями и с лучшими вузами, нужна понятная локально-нормативная база».
В связи с этим Валерий Фальков предложил ввести в дорожную карту развития университета еще одну стратегическую инициативу — по развитию дополнительного образования.
В рамках этой инициативы есть предложение провести трансформацию Института дистанционного образования и рассмотреть его как основу по развитию дополнительного образования, провести разумную централизацию, определить ресурсы, план мероприятий и сформулировать видение на 6 лет вперед.
Чего не хватает университету сегодня?
Завершая свое выступление Валерий Фальков отметил, что университету очень нужны инициативные и неравнодушные сотрудники, так как без общих созидающих усилий, без деятельного и заинтересованного участия каждого в реализации программы университету не удастся динамично двигаться вперед.
«Я преисполнен оптимизма, поскольку знаю, когда мы с вами мобилизуемся. Когда мы себе поставим ясные цели, мы способны достигать очень серьезных результатов», — сказал он.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ