Все об образовательной модели 2+2 в ТюмГУ

2023
мар

Все об образовательной модели 2+2 в ТюмГУ
Все об образовательной модели 2+2 в ТюмГУ

Начинается приемная кампания 2023 года. Среди самых актуальных вопросов о проходных баллах на бюджет, местах в общежитии, перспектив трудоустройства, на какое-то время на второй план уходит вопрос, а как, собственно, будет строиться сам учебный процесс в университете. Вместе с Надеждой Федоровой, руководителем Управления индивидуальных образовательных траекторий ТюмГУ, попробуем подготовить будущих студентов университета к осмысленному студенчеству.

— Образовательная модель ТюмГУ считается одной из самых смелых в России.

Федорова.jpgН.Ф. — Да, ТюмГУ — признанный лидер в области экспериментального высшего образования. Но хочу подчеркнуть, что слово «экспериментальный» мы используем не как обозначение чего-то абсолютно нового и потому очень рискованного, а как синоним научно-ориентированного подхода к образовательному дизайну, в котором эксперименту всегда предшествует глубокая теоретическая разработка, сбор большого массива данных и их тщательный анализ. Внедрению образовательной модели «2+2» в ТюмГУ предшествовали годы серьезной аналитической работы наших экспертов.

— Итак, как начнется учебный год у первокурсника осенью 2023 года?

- Первый семестр первокурсники начнут с ориентационной недели: они познакомятся со своими тьюторами, изучат кампус, освоят образовательную онлайн-платформу и сделают свой первый выбор в рамках дисциплины «Физическая культура». В эту неделю студенты не учатся, но все время заняты, так как проходят всестороннюю диагностику универсальных навыков: коммуникация, командная работа, лидерство, аналитические способности, эмоциональный интеллект, креативность и т. д. Это диагностика очень важна, так как позволяет разработать персональные рекомендации по построению образовательной траектории для каждого студента.

После ориентационной недели все приступят к изучению так называемых «ядерных дисциплин» в рамках блока CORE, без которых немыслимо высшее образование: естествознание, высшая математика, история и философия. В конце первого семестра первокурсникам предстоит написать аналитическое эссе. Это очень сложная и кропотливая работа, требующая серьезной подготовки.

— Образовательные предметы в CORE связаны со специализацией или максимально общие?

- Ядерные дисциплины едины для всех студентов ТюмГУ и являются фундаментом для любой специализации, но внутри многих из них есть возможность выбирать разное содержание. Например, внутри дисциплины «Принципы естественнонаучного познания» много мастерских, из которых надо выбрать одну. Я сама как гуманитарий выбрала бы мастерскую «Городские ландшафты» или «Построение карт о людях и явлениях», биолог может выбрать, например, мастерскую «Физиология человека», физик — «Фракталы», а айтишник — «Основы дистанционного зондирования».

— Каким будет второй семестр?

- Во втором семестре центральным местом образовательного процесса станет «Проектно-исследовательская работа», в которой студентам предстоит провести собственное исследование, объединившись в небольшие команды. Этого не надо боятся, так как у каждой команды будет опытный научный руководитель.Идут разговоры, что нужно больше предметов по специальности.

— Соответствует ли модель «2+2» этим запросам?

- Без сомнения. Уже в конце первого семестра первокурсники смогут сами выбирать дисциплины для изучения в следующем семестре. Дисциплины по выбору называются в ТюмГУ элективами. Их сотни. Среди элективов представлены все специальности ТюмГУ от искусствознания до биоинженерии. Конечно, к выбору надо отнестись максимально ответственно. Обязательно проконсультироваться с тьютором, внимательно почитать описание предлагаемых курсов, познакомиться с отзывами старшекурсников (мы специально собираем их). По многим специальностям и направлениям подготовки разработаны специальные рекомендации, какие дисциплины лучше выбирать и для чего. Так, лингвистам рекомендовано изучение языковых курсов, менеджерам — курса по теории вероятности, а юристам — «Информационное право».

Кроме того, внутри ядерной программы есть специальные треки. И если вы пришли в университет, уже будучи хорошо подготовленным и сфокусированным на определенном направлении, то можно выбрать один из таких углубленных треков:

  • honor’s трек Школы естественных наук для естественников (биологов, химиков, физиков, экологов);
  • трек «Капитаны» для будущих предпринимателей;
  • трек «Спортивное программирование» для продвинутых айтишников;
  • трек «Наставники» для тех, кто мечтает стать педагогом, тренером или коучем.

— Преимуществом модели «2+2» считается возможность смены траектории после второго курса, это будет очень проблемным процессом?

- Мы стремимся сделать переход между образовательными программами максимально бесшовным. Однако в ряде случаев студентам придется для смены программы взять себе дополнительный «летний семестр», а на некоторые программы можно будет перевестись только после 1 курса. Но таких ограничений не очень много. Если вы поступили на программу из социально-гуманитарного блока, например, «Медиакоммуникации», то после 1 курса при желании сможете перевестись на любую другую программу, даже на «Химию», а вот после второго курса — только на программы социально-гуманитарного блока, но таких программ в ТюмГУ больше 20.

— Есть ли внутри образовательного процесса какие-то особенные треки, которые способствуют получению дополнительных квалификаций. Если есть, то какие и для кого?

- Конечно, есть. Сейчас таких треков два, это трек «Капитаны» для развития предпринимательских компетенций с возможностью получить дополнительную квалификацию по направлению «Менеджмент», и трек «Педагог» для студентов непедагогических направлений, способствующий получению дополнительной квалификации по направлению «Педагогическое образование».

Кроме того, у нас есть треки, не ведущие к дополнительной квалификации, но позволяющие студентам сконцентрироваться на каком-то определенном виде или сфере деятельности: это трек «Спортивное программирование» для первокурсников ИТ-направлений и исследовательский трек для второкурсников.

— У абитуриентов нет опыта такой учебы в школах, кто и как им будет помогать?

- Тьюторы. Это их основная задача. К тьюторам можно обращаться в любое время и с любым вопросом. Даже если они сами не смогут ответить, то подскажут, к кому надо обратиться.

— ИОТ (индивидуальные образовательные траектории) в ТюмГУ имеет историю, уже есть выпускники, которые сами проектировали часть своего образовательного трека. Есть обратная связь от них? Насколько они оказались успешными на рынке труда?

- Большинство выпускников ИОТ еще продолжает обучение в магистратуре. И в этом они успешны: многие поступили в ведущие университеты России и не только. Мы наблюдаем за ребятами, поделимся с вами дополнительной аналитикой в самое ближайшее время.

И напоследок: какой бы университет или направление подготовки вы ни выбрали, помните, образование — это результат вашей персональной работы, для которой необходимы не только интеллектуальные, но и волевые, а порою даже просто физические усилия. Надо будет научиться входить в аудитории, наполненные незнакомыми людьми, задавать вопросы экспертам, ставить под сомнение чужие утверждения, соблюдать горящие дедлайны и много-много чего еще.

Будет трудно, но оно того стоит!

Еще больше информации об образовательной модели «2+2» здесь.



Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ


Рубрики:
Меню