Педагогика патриотизма имеет глубокое научное обоснование в ТюмГУ

В ТюмГУ прошли курсы повышения квалификации по дополнительной образовательной программе «Методика сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей и профилактики деструктивной идеологии».


В рамках теоретического блока слушатели ознакомились с нормативно-правовыми и доктринальными документами РФ по обозначенной теме, говорили о принципах и императивах Указов Президента Р Ф. Отдельно остановились на Указе № 809 от 9 ноября 2022 года, в котором юридически закреплены важнейшие духовно-нравственные ценности, составляющие основу общероссийской гражданской идентичности. Их названо 17*, и для более полного погружения в тематику смыслосодержание каждой ценности подробно рассмотрели и обсудили на понятных примерах.


Одной из активистов курса была доктор педагогических наук, профессор Академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Школы образования Альфия Закирова. Сегодня мы публикуем её размышления по поводу тем курса.

Педагогика патриотизма имеет глубокое научное обоснование в ТюмГУ
Педагогика патриотизма имеет глубокое научное обоснование в ТюмГУ

- Тема курса не всеми легко воспринимается. И ведь в самом деле, процесс укрепления духовно-нравственных ценностей сложно оформить в виде методики, а затем предложить, чтобы эту методику освоили, как осваивают любую другую технологию, процедуру или алгоритм!

Мы получили очень хорошую систематизацию тех документов, которые отражают социальный заказ системе образования и конкретные указания Президента, Правительства Р Ф, касающиеся этого вопроса. Проректор ТюмГУ по воспитательной работе, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки Ольга Загвязинская и кандидат педагогических наук, доцент Института социально-гуманитарных наук Светлана Рачёва подробно проанализировали документы, очень полезные для организаторов воспитательной работы и всех преподавателей.

Предложенные для изучения документы служат ориентиром в воспитательной работе, в обучающей деятельности. В целом они коллегам известны, но здесь эти документы были рассмотрены с позиции прикладного их использования. В частности, Светлана Сергеевна обратила внимание на такой пункт, как научно-аналитический инструментарий, который важно освоить, чтобы активно проводить воспитательную работу. Так вот, мы рассмотрели, что есть «нравственность», что есть «ценность» и т. д., а после этого коллеги из разных подразделений университета поделились своим опытом воспитательной работы, которую они проводят в рамках учебного процесса и внеучебной деятельности с широким выходом в социум в форме волонтёрства, шефства, деятельности клубов общения, связанных с овладением нравственными ценностями в процессе коммуникации по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений и т. д.

Я с огромным интересом это выслушала, но в голове все время билась мысль, что всё, чем делятся коллеги, это, по сути, передовой педагогический опыт или опыт с элементами новаторства. И ещё думала о том, что любой педагогический опыт должен иметь глубокое научное обоснование. Так у нас в университете много лет работает известная и широко признанная в России научно-образовательная школа академика Владимира Ильича Загвязинского, который ушёл от нас 3,5 года назад, но его ученики (а это 22 доктора и более 100 кандидатов наук) продолжают и развивают его идеи. И, более того, в диссертационном совете по педагогическим специальностям ТюмГУ защищены и продолжают защищаться великолепные, блестящие, ставшие известными на всю Россию по своему научному качеству, по глубине проникновения в образовательную практику работы.

То есть многие вещи, которые кому-то кажутся новой социальной установкой, заданным сверху императивом, на уровне социально-педагогического прогнозирования, предвидения уже присутствовали в педагогических исследованиях. Многие идеи, рождающиеся сегодня в массовом опыте воспитательной работы, академик Загвязинский В. И. и его последователи глубоко изучили, а научные наработки тюменской научной школы уже внедрены в практику воспитательной работы России. И я привела в пример только несколько работ.

Так, в 2005 году защищена диссертация Василием Руденко (научный руководитель — проф. Ирина Видт). Исследование касалось вопроса формирования патриотизма как ценности у студенческой молодёжи.

Есть великолепная работа 2016 года Ларисы Семеновой «Формирование российской национальной идентичности у студентов в условиях поликультурного образовательного пространства вуза»! (научный руководитель — проф. А. Закирова). Утверждена моментально Высшей аттестационной комиссией, потому что попала в самый нерв воспитательных проблем. Автор провела исследование на материале тогда существовавшего Ноябрьского филиала ТюмГУ, в котором обучалась молодёжь северного города, студенты, приехавшиеё из южных регионов России, а кроме того — представители зарубежья.

Лариса Александровна вела в таких полинациональных группах иностранный язык и одновременно серьёзную воспитательную работу. Она пыталась идентифицировать воспитанников с позиции нравственной зрелости и того, в какой мере они ощущают себя гражданами России, иных государств. Опытная работа педагога проводилась на базе филиалов ТюмГУ и ТИУ, Центра гражданского и патриотического воспитания «Кадет» и т. д.

Закирова А.Ф. 1.jpgПедагог изучала механизмы зеркального отражения в сознании воспитанников представлений о ценностях и отождествления себя с какой-то социальной группой. Это было очень серьёзное, глубокое исследование с использованием герменевтического подхода, который в 2001 году в рамках концепции педагогической герменевтики я защитила как докторскую. Аспирант реализовала идею осмысления и истолкования представлений о своей национальной идентичности через вынесение во внешний план, через вербализацию — текстовую, устную. Семенова разработала программу «Роль знаков и символов в истории нашего Отечества», организовала социологический опрос «Выдающиеся имена России», работу дискуссионного клуба «Диалог культур», в котором студенты осваивали формы аргументированного выражения гражданской позиции, волонтерское движение «Палитра», направленное на формирование деятельностной стороны патриотизма.

На всероссийском студфоруме «О будущем — без должностей и галстуков» проект «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи Ноябрьска», подготовленный под руководством Семёновой Л., вошел в топ «100 лучших проектов студенчества России на патриотическую тематику».

В 2019 году защищена работа Любови Гладковой, зав. кафедрой психологии и педагогики детства Школы образования ТюмГУ. (научный руководитель — проф. Ольга Селиванова). Она занималась проблемой формирования опыта социально безопасного поведения несовершеннолетних в процессе онлайн-социализации. Исследованием охвачены 12 учреждений образования города. По кандидатской диссертации издана монография.

В 2022 году успешно защитилась Наталья Семенова (научный руководитель — проф. Наталья Малярчук). Масштабное исследование на тему «Развитие социальной зрелости обучающихся в общественно-полезной деятельности» проведено на базе лицея при ТИУ.

Надежда Напольских (работала под моим научным руководством) защитила в феврале 2024 года диссертацию «Реализация воспитательного потенциала учебно-исследовательской деятельности школьников в условиях кадетского училища». Опытной базой явилось Тюменское Президентское кадетское училище. В педагогике на протяжении нескольких столетий известен принцип воспитывающего обучения. Напольских же совершенно по-новому показала, как можно воспитывать будущих офицеров в процессе учебной деятельности.

Проектируя уроки, Надежда Борисовна одновременно с выдвижением учебно-исследовательских задач предлагала кадетам для сравнения анализировать задачи на принятие нравственных решений. В качестве примеров воспитывающих ситуаций предлагались подвиг Дамира Юсупова (посадка самолета на кукурузном поле), полет Гагарина в космос — подвиг науки, подвиг Магомеда Нурбагандова, Хусена Андрухаева — гражданский, подвиг академика Сахарова — научный и человеческий… В сознании детей рождался вопрос: в чём общность и в чём различие природы принятия решений в условиях научного поиска и в ситуации гражданского выбора?

При этом составляется карта смыслов, смысловые «воронки» и т. д. — это различные герменевтические техники, с помощью которых через проговаривание происходит глубокое постижение ценностей.

Кадеты-ученики Надежды Борисовны за годы её работы над научной темой в аспирантуре заняли первые места на четырёх конкурсах России: «Школьный патент-шаг в будущее»; Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ им. Менделеева (Андрей Лычев награжден золотой медалью за работу «Ценностные ориентиры современной молодежи. Герменевтический подход»); «Шаг в будущее»; Всероссийские юношеские чтения им. Вернадского (Дмитрий Варламов — абсолютный лауреат, работа «Ценностно-смысловая карта желаний современных подростков») и др.

Об этих научных исследованиях и работах других наших аспирантов и докторантов я сообщала в докладах на Научном совете по философии образования и проблемам методологии научно-педагогических исследований в Российской академии образования.

То есть все те воспитательные проблемы, которые мы рассматриваем сегодня, зрели долго и на уровне воспитательных технологий уже о себе заявили. Благодаря импульсу, который задал основатель тюменской методологической школы академик Владимир Загвязинский как один из самых мощных российских ученых-педагогов, благодаря творческой активности нескольких поколений его последователей и при поддержке Тюменского университета родились уже названные и многие другие научные исследования по проблемам сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей.

В своём выступлении на курсах я не могла об этом не упомянуть. Многие новые педагогические находки коллег требуют научной экспертизы, консультативной помощи и широкого внедрения. Это то, чем собственно и занимается наша небольшая кафедра.

— Вы ещё говорили про угрозы в «погоне» за ценностями…

- Что касается серьёзной идеологической стороны вопроса, я подчеркнула, что сегодня, борясь с терроризмом, с покушением на национальные ценности, иногда наши соотечественники впадают в другую крайность. От противостояния и борьбы — до ксенофобии пол шага. Так, мигрантофобия перерастает в ксенофобию. При этом почему-то не вспоминают, что в годы ВО войны очень многие эвакуированные из прифронтовых территорий дети, попадая в республики Средней Азии, определялись не на казенное воспитание, а в семьи. Узбекские семьи, бедствовавшие в годы войны, брали к себе по 8−10 детей! Актер Юрий Стоянов рассказывает, как благодаря узбекскому народу, выжила его мама. И таких фактов — тысячи!

Есть и такая угроза, как кампанейщина, формализм: дан социальный заказ — все немедленно для галочки проводят какое-то мероприятие и рапортуют. Этого также необходимо избегать.

* Согласно Указу, традиционные ценности — это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К ним относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Меню