ИИ в образовании: изменения в компетенциях неизбежны
июл
Круглый стол «Продвинутый пользователь и базовые компетенции» состоялся в ТюмГУ в рамках форума «Искусственный интеллект в высшем образовании». Его участниками стали представители ведущих вузов страны и профильных компаний. Многие из выступающих отмечали, что такой серьезный инструмент, как ИИ, будет влиять на все типы компетенций.
«Во многих сферах деятельности наблюдается революционное изменение технологий. Оно будет продолжаться и приведет к серьезным изменениям структуры компетенций, квалификаций, функционала в технологической и бизнес-цепочке. И каждый из нас это понимает. На мой взгляд, главное, что произошло – это обнуление прежней модели образования. Образование в виде преподавателя-транслятора, каким бы выдающимся он не был, исчезло. Случилась образовательная катастрофа. Впервые за историю человечества ученики знают больше учителя. Да, мы обладаем большим предметным знанием, но инструментальным уже нет. И с этой точки зрения никакого авторитета нет, и модель обрушилась. Но проблема в том, что с помощью этого инструментария и на часть предметного знания – выход на предметные знания с помощью ИИ происходит гораздо быстрее, чем у учителей. Это касается всего образования – и высшего, и школьного. И в этом смысле это революция», – сообщил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
Доцент Уральского государственного юридического университета имени В. Яковлева Галина Брусницына обратила внимание на то, что с точки зрения истории искусственный интеллект развивался неравномерно, но темп, который набрали технологии сейчас, указывает на революционные изменения. «Впервые в истории человека технологии претендуют на имитацию когнитивных способностей. Это другой тип не конкуренции, а осмысления того, что может и что должен делать в этих условиях человек. Новые условия нужно принять и университетам. С появлением такого мощного инструмента нужно перестраивать многое, в том числе собственные позиции, и на это влиять с точки зрения образовательного процесса», – подчеркнула Брусницына.
По мнению ректора Приволжского исследовательского медицинского университета Минздрава России Николая Карякина, акцент необходимо делать на педагога, его готовности применять и корректно использовать ИИ. «Невозможно идти по пути: пришла новая технология – поменяли преподавателей. Потому что университет – это не про трансляцию знаний. Это воспитательный пласт инструментов социальной личности, большой объем психологических инструментов в формировании личности и передача этой личности тех или иных знаний», – уверен ректор.
В рамках дискуссии прозвучало множество мнений, подчеркивающих, что технологические изменения будут только нарастать. «Мы оказываемся в ситуации, когда не имеет значения производительность труда отдельного человека, потому что производительность генеративных технологии выше, и она возьмёт эту нагрузку на себя. А значит, наконец-то мы сможем посмотреть на человека не только как на специалиста. При интеграции технологий в экономику появится пространство для того, чтобы понять, что значит быть человеком, личностью, и как с этим можно работать», – подытожила директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц.
Форум был организован Тюменским государственным университетом и Центром трансформации образования МШУ СКОЛКОВО. Ключевой площадкой экспериментальных практик выступает Школа перспективных исследований (SAS) ТюмГУ, где на нескольких учебных курсах бакалавриата кастомизированные системы ИИ уже взяли на себя ряд функций профессоров. Проект реализуется в университете в рамках программы «Приоритет 2030».
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
«Во многих сферах деятельности наблюдается революционное изменение технологий. Оно будет продолжаться и приведет к серьезным изменениям структуры компетенций, квалификаций, функционала в технологической и бизнес-цепочке. И каждый из нас это понимает. На мой взгляд, главное, что произошло – это обнуление прежней модели образования. Образование в виде преподавателя-транслятора, каким бы выдающимся он не был, исчезло. Случилась образовательная катастрофа. Впервые за историю человечества ученики знают больше учителя. Да, мы обладаем большим предметным знанием, но инструментальным уже нет. И с этой точки зрения никакого авторитета нет, и модель обрушилась. Но проблема в том, что с помощью этого инструментария и на часть предметного знания – выход на предметные знания с помощью ИИ происходит гораздо быстрее, чем у учителей. Это касается всего образования – и высшего, и школьного. И в этом смысле это революция», – сообщил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
Доцент Уральского государственного юридического университета имени В. Яковлева Галина Брусницына обратила внимание на то, что с точки зрения истории искусственный интеллект развивался неравномерно, но темп, который набрали технологии сейчас, указывает на революционные изменения. «Впервые в истории человека технологии претендуют на имитацию когнитивных способностей. Это другой тип не конкуренции, а осмысления того, что может и что должен делать в этих условиях человек. Новые условия нужно принять и университетам. С появлением такого мощного инструмента нужно перестраивать многое, в том числе собственные позиции, и на это влиять с точки зрения образовательного процесса», – подчеркнула Брусницына.
По мнению ректора Приволжского исследовательского медицинского университета Минздрава России Николая Карякина, акцент необходимо делать на педагога, его готовности применять и корректно использовать ИИ. «Невозможно идти по пути: пришла новая технология – поменяли преподавателей. Потому что университет – это не про трансляцию знаний. Это воспитательный пласт инструментов социальной личности, большой объем психологических инструментов в формировании личности и передача этой личности тех или иных знаний», – уверен ректор.
В рамках дискуссии прозвучало множество мнений, подчеркивающих, что технологические изменения будут только нарастать. «Мы оказываемся в ситуации, когда не имеет значения производительность труда отдельного человека, потому что производительность генеративных технологии выше, и она возьмёт эту нагрузку на себя. А значит, наконец-то мы сможем посмотреть на человека не только как на специалиста. При интеграции технологий в экономику появится пространство для того, чтобы понять, что значит быть человеком, личностью, и как с этим можно работать», – подытожила директор по цифровизации образования МФТИ Дарья Гриц.
Форум был организован Тюменским государственным университетом и Центром трансформации образования МШУ СКОЛКОВО. Ключевой площадкой экспериментальных практик выступает Школа перспективных исследований (SAS) ТюмГУ, где на нескольких учебных курсах бакалавриата кастомизированные системы ИИ уже взяли на себя ряд функций профессоров. Проект реализуется в университете в рамках программы «Приоритет 2030».
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Рубрики:
Читайте также