Статья «Рецепция русской драмы в романе В. Набокова „Bend Sinister“» ученого Анастасии Дроздовой вышла в журнале «Новый филологический вестник».
Статья посвящена исследованию аллюзий на произведения русской драмы в романе Владимира Набокова «Под знаком незаконнорожденных» — первом произведении писателя, созданном в Америке.
Осмысляя проблему исторического детерминизма (детерминизм — учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений), Набоков обращается к пьесам Пушкина и Гоголя. Писатель пародирует образ Бориса Годунова, подчеркивая сновидческую основу сюжета пушкинского произведения.
Отсылая к сюжетам «Маленьких трагедий», писатель эксплицирует ситуацию обнаружения героем фантомной природы реальности.
Набоков трансформирует композицию «Ревизора» и подчеркивает близость своих героев гоголевским персонажам.
В результате исследования выявлено, что аллюзии на классические произведения используются писателем в рамках эксперимента с границами литературных родов.
Показывая вариативность драматических коллизий, Набоков привлекает интертекст в разных модусах: комическом, героическом, сатирическом.
Аллюзии на тексты, где герои оказываются свидетелями исторической катастрофы, позволяют писателю создать образ мира, где судьба личности и человечества не подчиняется логике трагического детерминизма.
Реминисценции на произведения Пушкина и Гоголя эксплицируют идентичность автора как наследника русской классики.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23−78−01025