Ученые ТюмГУ рассказали, как улучшить обучение студентов иностранным языкам
Ученые Школы образования ТюмГУ обосновали ценностно-смысловые содержание, методы, приемы и формы учебного материала при обучении иностранным языкам студентов педагогических специальностей.
Одна из основных задач преподавания иностранных языков для профессиональных целей — формирование коммуникативной компетенции студентов. В этой связи важно, чтобы преподаватели вуза создавали условия для освоения студентами способов и приемов продуктивного общения не только с позиции языка и культуры, но и их будущей профессии.
Статья «Ценностно-смысловая концептуализация учебного материала в процессе обучения иностранным языкам в вузе: герменевтический подход» ученых Ольги Жегловой, Альфии Закировой, Людмилы Шиловой вышла в журнале «Образование и наука».
Исследование проводилось в течение одного академического года на занятиях по «Иностранному языку в профессиональной сфере (английский язык)» с участием 60 студентов, обучающихся на направлении «Педагогическое образование» Тюменского госуниверситета.
Ученые в своей работе подчеркивают: для того, чтобы освоение профессии студентами педагогических специальностей не было формальным, важно, помимо логико-гносеологического аспекта (гносеология — возможность познания мира человеком), ориентироваться на ценностно-смысловую значимость учебной информации, глубоко понимать, а не запоминать, эмоционально «проживать» знание, наполняя его личностными смыслами.
Это возможно в условиях ценностно-смысловой концептуализации осваиваемого знания, благодаря интерпретации и структурированию обучения по образу лингвоконцепта.
Полученные в результате исследования данные подтвердили эффективность этого метода. В ходе итогового тестирования большинство студентов продемонстрировали уверенное владение основами профессиональной коммуникации на английском языке.
По сравнению с начальным этапом исследования эта коммуникация стала более продуктивной. Высказывания отличались осмысленностью, структурированностью, привлечением дополнительного материала из других областей знания, эмоционально-ценностной окрашенностью (метафоры, идиомы, высказывания известных педагогов, прецедентные тексты, умение импровизировать и др.).
Результаты исследования могут быть использованы педагогами для достижения баланса между технологическими и ценностно-смысловыми аспектами освоения педагогического знания, профессионального и личностного опыта. Это способствует общему повышению уровня профессиональной подготовки педагогов.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ