Ученые ТюмГУ рассказали о роли директора в инклюзивном образовании

Ученые Школы образования ТюмГУ представили основные стили образовательного лидерства, рассмотрели теории трансформационного и распределенного лидерства, описали инструменты исследований лидерства в инклюзивном образовании.

Ученые ТюмГУ рассказали о роли директора в инклюзивном образовании
Ученые ТюмГУ рассказали о роли директора в инклюзивном образовании

Цель инклюзии состоит в том, чтобы найти способы расширения участия и обучения учеников, которые относятся к социально уязвимым группам и подвержены рискам эксклюзии в школе и за ее пределами.

Действия директоров школ обеспечивают легитимацию, необходимую для перемен, в том числе инклюзивных, а также поддержку учителей в процессе перемен.

Статья «Позиции лидеров — директоров инклюзивных школ: зарубежный дискурс» ученых Людмилы Волосниковой, Людмилы Фединой и Жанны Брук вышла в журнале "Социальная психология и общество".

Научная актуальность проблемы заключается в том, что при всей значимости лидерства в инклюзивном образовании работ, посвященных этой тематике, критично мало, особенно в России.

Ученые Школы образования сделали обзор и теоретический анализ научных публикаций, посвященных теме лидерства в инклюзивном образовании. Образовательное лидерство рассматривается как дискурс и практики.

Проведя исследование, ученые сделали вывод, что директора школ — ключевые агенты инклюзивных изменений наряду с учителями. Их нельзя разделить на офицеров и солдат инклюзии: они — ее рыцари. В инклюзивной школе управление выступает как рефлексивное взаимодействие, обмен опытом и смыслами.

Отношение директора школы к инклюзивному образованию — гуманистическое или эссенциалистское (учение о том, что нечто «данное» всегда существовавшее и не могущее быть изменённым в будущем), стиль лидерства, убеждения существенно влияют на взгляды, поведение, коммуникацию учителей, их самоэффективность, обучающие стратегии, а также на способы проектирования инклюзивной среды школы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Тюменской области в рамках научного проекта № 20−413−720012 «Человеческое измерение инклюзивной трансформации школы: субъективное благополучие в условиях гетерогенности».

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню