Психологи ТюмГУ рассмотрели особенности сотрудников с вертикальным типом карьеры

Психологи Школы образования ТюмГУ выявили особенности в удовлетворённости жизнью, степенью фрустрации, а также невротизации и личностной тревожности у сотрудников с вертикальным типом карьеры.

 Психологи ТюмГУ рассмотрели особенности сотрудников с вертикальным типом карьеры
 Психологи ТюмГУ рассмотрели особенности сотрудников с вертикальным типом карьеры

Современное понимание явления «карьера» включает не только успешность в профессиональной деятельности, но и благополучие личности. Накоплены данные о влиянии удовлетворённости и благополучия жизни на здоровье, академическую успеваемость и трудовую деятельность.

Построение карьеры по вертикальному типу рассматривается как целедостижение, развитие профессионала и личности в том числе. Горизонтальное карьерное развитие выступает синонимом стагнации.

Когда человек развивается профессионально и достигает новых высот, он развивается как личность, обретая знания.

В большей степени изучены «традиционные» личностные качества, такие как стрессоустойчивость, коммуникабельность, целеустремленность и другие. Исследования в этой области преимущественно посвящены тому, как личность влияет на карьерное развитие человека.

Однако то, как тот или иной тип карьеры соотносится с изменением личностных особенностей по мере выполнения трудовых функций, изучено на сегодня явно недостаточно.

Статья «Эмоционально-личностные особенности сотрудников с вертикальным типом карьеры» психологов Марии Захаровой и Ольги Дубровиной вышла в журнале «Организационная психология».

Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе опрошены 447 сотрудников российских предприятий, занятых в различных сферах деятельности. При определении типа карьерного развития учитывались указания руководителя и самооценка работника, продвижение по служебной иерархии, рост уровня ответственности и заработной платы.

Итоговая выборка включила 276 сотрудников в возрасте от 25 до 55 лет, имеющих опыт трудовой деятельности не менее трёх лет. Группу сотрудники с вертикальным типом карьерного роста составили 108 человек. Остальные (168 человек) составили группу сравнения.

В исследовании выявлена различия между работниками с вертикальным типом карьеры и другими работниками.

У сотрудников с вертикальным карьерным ростом удовлетворённость жизнью выше, а степень фрустрации, тревожности, невротизации ниже, чем у остальных сотрудников.

Выявленные различия указывают на типичные сложности, связанные с профессиональным развитием сотрудника в условиях отсутствия вертикального карьерного роста.

Профессионально важные качества развиваются как в процессе обучения, подготовки к деятельности, так и в самой профессии, с учетом актуальных требований самой профессиональной деятельности. На их развитие, как и на удовлетворённость профессиональной деятельностью, влияют ограничения, связанные с недостаточной подготовкой специалиста, отсутствием знаний специфики вертикального и горизонтального типов карьер в контексте личностных особенностей работника.

Безусловно, данные знания позволят осуществлять профессиональное консультирование, ориентированное на учёт индивидуальных особенностей специалиста и его видения карьерного развития.

Результаты исследования могут применяться для консультирования по вопросам выбора карьеры, вторичной профессионализации, профессионального выгорания, профессиональной деформации, профессионального имиджа.

Поскольку множество людей остаются недовольны тем, что не имеют возможности для профессионального развития в рамках своей специальности или предприятия, количество обращений к психологам-консультантам и карьерным специалистам увеличивается.

Процесс работы с проблемой клиента должен быть направлен на понимание условий и возможностей как самого работника, так и ситуации, в которой он проходит профессионализацию.

Ориентирами могут выступить субъективные представления сотрудника относительно его профессионального развития (от роста заработной платы до признания коллег, уменьшения временных и других ресурсов, повышения профессиональной самооценки). Именно по этой причине консультанту, работающему с вопросами карьерного развития, следует направить клиента на выработку собственных критериев профессионального роста; определить скорость развития и понять, осуществляется ли оно в принципе.

Психологам-консультантам, по мнению ученых, необходимо сместить деятельность из сферы ориентирования клиентов в мире профессий и познании себя в сферу профессионального развития, осознания трудностей карьерного развития и принятия осмысленных решений об изменении трудовых условий.

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Рубрики:
Меню