Психолог ТюмГУ выяснила, что современные студенты предпочитают собственный бизнес
Психолог Школы образования ТюмГУ проанализировала государственные программы и инструменты развития молодежного и семейного предпринимательства, изучив динамику карьерных предпочтений студентов.
В условиях конкурентной борьбы и ограничений, накладываемых на крупные национальные предприятия, диверсификация экономики возможна за счет развития малого и среднего бизнеса, обладающего гибкостью, способностью к инновациям, высокой скоростью реагирования и адаптации к изменяющимся условиям рынка.
На основе десятилетнего исследования в 43 странах выяснено, что семейное предпринимательство (семейные фирмы, компании) в среднем имеют более высокие темы роста по сравнению с несемейными компаниями, а наличие формальных и неформальных механизмов управления в семейном бизнесе содействует его устойчивости во времена кризисов.
По оценкам экспертов «СберБизнес», 74 процента малых и средних предприятий в РФ — это семейные компании. В связи с этим появляется вопрос: насколько семейный бизнес — привлекательная и перспективная модель будущей занятости среди молодежи? Как происходит его поддержка и популяризация?
Статья «Привлекательность семейного бизнеса как модели будущей занятости для молодежи: проблемы и возможные решения» психолога Юлии Мурзиной вышла в журнале «Личность: ресурсы и потенциал».
Эмпирическая база — 488 студентов. Для оценки были предложены три карьерные стратегии: построение собственного бизнеса, работа в крупной компании, построение семейного бизнеса.
В конце 2018 г. начал работу Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который направлен на развитие всех форм предпринимательства в РФ.
Но ученые отмечают, что работа по развитию молодежного и семейного предпринимательства ведется с разной интенсивностью.
Развитие молодежного предпринимательства осуществляется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Так, помимо прочего, в Российской Федерации с 2022 г. реализуется Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленный на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства.
В рамках проекта на базе Тюменского государственного университета с 2022 г. реализуются тренинги предпринимательских компетенций, акселерационные программы и дополненные предпринимательско-технологические стажировки для обучающихся. Стажировки представляют собой внеучебную активность обучающихся, обладающих потенциалом к предпринимательству, и направлены на погружение обучающихся в позицию продуктовых менеджеров при разработке университетом технологических продуктов.
В целом, эксперты РФ отмечают высокую эффективность мероприятий развития молодежного предпринимательства.
Подтверждают эффективность методов популяризации молодежного предпринимательства в РФ и результаты социологического исследования жизненных целей молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет. Абсолютное большинство молодых людей считают важными семейные ценности (здоровье членов семьи и безопасность — 97 процентов); а затем — ценности личностного развития (перспективы продвижения по карьерной лестнице — 81 процент, социальный статус — 72 процента).
Таким образом, карьера — одна из ключевых ценностей для современной молодежи, а предпринимательская деятельность — один из возможных видов карьерной самореализации.
Однако, как показывает анализ новостного контента на платформе «Смотрим», новостные блоки практически не освещают мероприятия по семейному бизнесу.
Вместе с тем можно констатировать, что за последние три года появилось большое количество художественных фильмов, в которых сюжет полностью или частично строится на основе негативных особенностей семейного бизнеса. Примерами могут быть фильмы «Золотое дно» (2024), «Сестры» (2021−2023), «Чебурашка» (2023), «Рваный ветер» (2019−2023) и др.
Во всех этих кинолентах очень красочно представлены сложности взаимоотношений в семейном бизнесе — предательство, ссоры, убийства из-за денег или наследования бизнеса. В силу этого, в массовом сознании, в том числе в сознании молодежи формируется представление о том, что семейный бизнес — это конфликтная система взаимоотношений, и заниматься предпринимательством лучше независимо от родственников.
Исходя из проведенного анализа, тюменские ученые сформулировали гипотезу: самая привлекательная стратегия для российских студентов — это построение собственного бизнеса.
Вторая по популярности стратегия — работа в крупной компании. Наименее привлекательной является перспектива создания или продолжения семейного бизнеса.
Сравнение по годам показало, что у студентов Тюменского госуниверситета желание открыть собственный бизнес не снижается с годами — такая форма занятости остается самой популярной. В то же время карьерная ориентация «открытие семейного бизнеса» показывает существенное снижение. Этот эмпирический результат может свидетельствовать о неэффективности государственных программ по популяризации семейного бизнеса.
Ученые считают, что для повышения степени вовлеченности молодежи в семейный бизнес необходимо разработать целенаправленную политику по популяризации данного вида экономической деятельности.
Анализ зарубежных исследований популяризации предпринимательства позволяет сформулировать следующие рекомендации по преодолению негативных тенденций и повышению популярности семейного бизнеса среди молодежи: продвижение семейного бизнеса через СМИ; организация семинаров или серии лекций по семейному предпринимательству на общественных открытых площадках города; взаимные посещения предпринимательских сообществ из разных регионов (деловые клубы, общественные организации развития бизнеса, Центры семейного бизнеса ТПП и др.); проведение научных исследований по семейному бизнесу
Таким образом, развитие и популяризация семейного бизнеса позволит создать новые рабочие места для молодежи, повысит семейные доходы и будет способствовать укреплению национальной экономики.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта № 24−28−01571 «Социально-психологические характеристики преемников семейного бизнеса»