Экономист ТюмГУ предложил схему для улучшения взаимодействия дающих и получающих образование

Ученый кафедры экономики и финансов Финансово-экономического института ТюмГУ предложил формализацию ряда требований, обусловленных особенностями процесса оказания образовательных услуг.

 Экономист ТюмГУ предложил схему для улучшения взаимодействия дающих и получающих образование
 Экономист ТюмГУ предложил схему для улучшения взаимодействия дающих и получающих образование

Функционирование бизнес-процессов образовательной организации трудно представить без использования цифровых инструментов. Сегодня они должны соответствовать запросам национальной образовательной системы с учетом внешних санкций.

Статья «Моделирование комплексного сервиса для обеспечения работы образовательной организации: взгляд экспертов» экономиста Валерия Гамукина вышла в журнале «Информатика и образование».

По результатам экспертной оценки (для анализа были привлечены 194 эксперта) автором была проведена кластеризация результатов оценивания, а затем выявлены и сгруппированы пожелания администраторов и преподавателей для создания названного комплексного сервиса.

Одна из значимых специфических черт сферы образования — высокая степень интегрированности заказчика во все содержательные процессы оказания образовательной услуги.

Трудно представить себе процесс обучения без проактивного участия самого обучающегося. Это делает систему обучения исключительной, так как в ее функционировании затруднительно использовать традиционные способы взаимодействия с заказчиком.

С обычной услугой ее роднит только отсутствие полноценного представления заказчика об итоговом результате. Что в салоне красоты, что в обучающем центре заказчик не может до конца оказания услуги быть уверенным, что получит то, на что рассчитывал.

В сфере традиционных услуг роль клиента заключается в высказывании своих пожеланий, а роль исполнителя — в способности верно их распознать и сопоставить со своими возможностями.

Важно понимать, что эти роли могут исполняться на качественно разных уровнях. Уже в процессе оказания услуги возникает явление, которое можно назвать «пересмотром позиций игроков». Это происходит по мере формирования общих контуров результата: наблюдая эти контуры, обе стороны пытаются внести коррективы, поскольку считают, что результат по разным причинам отклоняется от их первоначальных представлений.

В случае с обучением процесс оказания услуги имеет дополнительные особенности. Так в сфере образования, в отличие от сферы обычных услуг, формы и способы оказания услуги, т. е. организации учебного процесса, многообразны.

Это не только традиционное очное и заочное обучение, но и множество их разновидностей, получивших дополнительное развитие в эпоху массового использования цифровых инструментов коммуникации.

В ряде случаев обучение может проходить вообще без физического участия преподавателя (в сфере образования это возможно, в отличие от салона красоты, где без личного контакта услугу получить не удастся).

Так, сегодня взрослым слушателям гораздо комфортнее повысить квалификацию в учреждении дополнительного образования в дистанционном формате: так проще, чем при непосредственном общении, проработать предоставленный материал и успешно выполнить соответствующие тестовые или иные формализованные задания, проверка которых доверена программным алгоритмам.

Однако сегодня требуется создание комплексного сервиса, который не только устранил бы проблему «лоскутной» автоматизации, но и обеспечил максимально дружественный формат взаимодействия персонала образовательной организации, обучающихся и заказчиков образовательной услуги на всех этапах — от момента формирования интереса к обучению до поддержания связи с выпускником.

Помимо этого, перспективы развития диктуют необходимость интеграции такого комплексного сервиса с CRM (система управления продажами) и ERP (набор систем для управления ресурсами предприятия) компаний-аутсорсеров, активно проникающих в сектор образования.

В качестве дополнительного направления исследований в области цифровизации бизнес-процессов в образовании автор предлагает использование предложенной в работе оптимизационной интервальной стохастической математической модели,
которая позволяет моделировать оптимальные бизнес-процессы в условиях неопределенности будущих состояний экономики, финансов, конъюнктуры рынка, спроса на новый продукт и т. д.

Наиболее значимым итогом работы, по мнению автора, следует считать выявленную противоречивость интересов основных акторов бизнес-процессов образовательной организации, так как 80 процентов оценок экспертов попали в кластеры с противоположными пожеланиями. Это необходимо учитывать в проектах автоматизации работы образовательных организаций.

В ходе исследования было отмечено, что в образовательной сфере важны не только эффективные бизнес-процессы, но и вовлеченность всех работников в достижение положительных для обучающихся образовательных результатов.

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ



Рубрики:
Меню