Психологи рассмотрели образ волонтерства в студенческой среде

Ученые Школы образования ТюмГУ и кафедры психологии Курганского госуниверситета выявили особенности эмоциональной составляющей образа волонтерства в представлениях студентов психолого-педагогических направлений университетов.

Психологи рассмотрели образ волонтерства в студенческой среде
Психологи рассмотрели образ волонтерства в студенческой среде

Волонтерство – деятельность, в которую люди включаются инициативно, добровольно для улучшения условий жизни сообщества. Исследования показывают постоянно возрастающую роль волонтеров в решении социальных трудностей. Однако организаторы волонтерской активности сталкиваются с проблемой недостаточного уровня устойчивой вовлеченности людей в эту деятельность.

Студенчество – период активной социализации, и волонтерская работа студентов позволяет им приобретать важные качества, необходимые для успешной социализации.

Эмоции – свидетельство вовлеченности и обеспечивают устойчивость мотивации. Поэтому важно понять, как студенты отражают в своих представлениях волонтерство. Это позволит организатором волонтерской деятельности формировать устойчивую мотивацию участников.

Статья «Эмоциональная составляющая образа волонтерства в представлениях студентов психолого-педагогических направлений» ученых Инны Васильевой и Михаила Чумакова вышла в «Вестнике Московского университета. Психология».

В исследовании участвовали 173 студента психолого-педагогических направлений Курганского государственного университета и Тюменского государственного университета, из них: 141 женского пола, 32 – мужского. Задачей респондентов было дать девять ассоциаций (по три глагола, существительных, прилагательных) на слово «волонтерство».

Наиболее часто используются ассоциаций «доброта», «жалость», «искренность» и «радость». Эти эмотивные категории характеризуют эмоциональную составляющую образа волонтерства в словаре студентов. В качестве дополнительных, менее частотных категорий выступают категории «дружба», «одобрение», «любовь».

Анализ показывает, что в ассоциациях студентов эти категории представлены неравномерно. Наиболее выражена категория эмоционального отношения и совершенно не представлены категории эмоционального воздействия и становления эмоционального отношения.

Ограничения исследования состоят в однородности профессиональной принадлежности студенческой выборки. Студенты психолого-педагогических направлений ориентированы на помощь другим людям. Поэтому полученные результаты могут оказаться не универсальными для представителей других профессиональных групп.

Что значат полученные в данном исследовании результаты для организаторов волонтерского движения? Означает ли это, что необходимо расширять объем эмотивной лексики в актуальном студенческом словаре волонтерства? Или этот факт нужно принять как данность и выстраивать работу по привлечению и мотивации студентов-волонтеров на долгосрочное сотрудничество?

В перспективе ученые видят решение этих вопросов. Им интересно выявить эмоциональную составляющую образа других видов деятельности и проверить связанность эмоциональной составляющей этих образов с профессиональной пригодностью и успешностью.

Рубрики:
Меню