Ученые ТюмГУ узнали, что интернет-зависимость у старшеклассников критичнее, чем у студентов
Чрезмерное использование гаджетов несет и серьезные риски для здоровья и развития человека. Одним из таких рисков становится возможность возникновения интернет-зависимости (ИЗ), что особенно актуально для подростков и молодых людей.
Интернет-зависимости рассматриваются с точки зрения снижения познавательной активности индивида, сужения круга общения либо его неизбирательности, болезненных реакций на критические замечания, ложных утверждениях о времени, проведенном в сети Интернет.
Подобные обстоятельства особенно экстремальны для детей и подростков, поскольку именно в этом возрасте идет формирование ключевых психических функций и чрезмерное информационное воздействие Сети может нести существенные риски для развития.
Поведенческие реакции при проблемном использовании Сети и явление ИЗ ученые рассматривают с позиций изучения наркологических зависимостей, обусловленных психоактивными веществами, что весьма важно для понимания нейробиологических и физиологических механизмов ИЗ.
Статья «Психофизиологические особенности молодых людей с признаками интернет-зависимости» ученых Сергея Толстогузова, Андрея Елифанова, Софии Машкиной и Юлии Найда вышла в журнале «Экспериментальная психология».
В исследовании приняли участие 108 школьников (56 юношей и 52 девушки) — учащихся 10—11-х классов гимназий Тюмени, а также 59 студентов (33 юноши и 26 девушек) 1−3-го курсов очной формы естественнонаучных направлений подготовки Тюменского госуниверситета.
Рассмотрение исследователями ТюмГУ структуры интернет-активности указывает на возрастной переход от доминирования общения в социальных сетях и мессенджерах у старшеклассников к использованию сетевого времени для решения учебных и рабочих задач у студентов.
Более высокая рациональность и утилитарность в использовании мобильных гаджетов студентами по сравнению со школьниками свидетельствует, вероятно, о влиянии студенческого образа жизни и требований среды высшего учебного заведения.
Ученые отмечают, что в большинстве исследованных групп смоделированная ситуация невозможности воспользоваться мобильным гаджетом вызывала высокую степень беспокойства и тревожности.
Тест, измеряющий различия логического и зрительного восприятия показал в группе ИЗ старшеклассников снижение познавательных функций и гибкости мышления.
Качественные показатели умственной работоспособности указывали на низкую способность ИЗ старшеклассников к безошибочному выполнению заданий, сниженной выносливости и высокой нестабильности в показателях продуктивности работы.
Вместе с тем по простой зрительно-моторной реакции скоростные характеристики нервной системы ИЗ старшеклассников находились в пределах нормы.
Таким образом, ученые отмечают, что наиболее выраженные негативные характеристики, связанные с низкой надежностью переработки информации, низкой выносливостью, а также пониженным селективным восприятием информации отмечены в группе ИЗ старшеклассников и отчасти в группах риска ИЗ гимназистов и студентов.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ и сайт Naked Science