Ученые перечислили факторы, необходимые для инклюзивного образования
Ученые Школы образования ТюмГУ провели сопоставительный анализ оценок инклюзивной среды школы субъектами образования — педагогами, учащимися, родителями.
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов ООН, право на образование в XXI веке становится правом на инклюзивное образование. Инчхонская декларация «Образование 2030» определяет обеспечение всеобщего инклюзивного справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни и на всех его уровнях как цели для устойчивого развития человечества.
Становление инклюзивного образования сегодня — не только позиция государства, но и ориентация педагогического сообщества. Теоретическую и эмпирическую основу для этого создают проводимые исследования.
Большую часть составляют исследования позиции педагогов. Действительно, они как организаторы образовательного процесса занимают в этом отношении ключевую роль.
Также систематически проводятся опросы учащихся. Учеба и взаимодействие в гетерогенной среде формирует как ресурсы, так и несет риски в образовательных ситуациях. Проблемы, в большей мере, находятся в плоскости знаний и умений взаимодействия в гетерогенном мире.
При анализе исследований взаимодействия с родителями учащихся в рамках формировании инклюзивной культуры школы выделяется противоречие. С одной стороны, ученые, педагоги отмечают значимость и включенность родителей в школьные процессы. С другой, именно в отношении инклюзии данная включенность недостаточно целенаправленна.
При этом практически отсутствуют исследования, позволяющие анализировать представления об инклюзии одновременно у всех субъектов образовательного процесса. Комплексность подобного исследования позволит зафиксировать сопряженность взглядов, оценок педагогов, учащихся и их родителей.
Статья «Инклюзивная среда школы: оценка субъектами образования» ученых Евгения Кукуева, Людмилы Волосниковой и Людмилы Фединой вышла в журнале «Перспективы науки и образования».
Впервые проведен сравнительный анализ оценки инклюзивной среды субъектов образования. Основной метод исследования — опрос на основе авторских опросников, адаптированных для каждой выборки в ходе пилотажного исследования. Выборку исследования составили педагоги (1077 человек), родители (1583) и учащиеся (3282) школ юга Тюменской области.
Анализ факторных моделей оценки инклюзивной среды, в выборках субъектов образования педагогов, учеников и их родителей позволил ученым выявить, что содержательно все модели объединяют утверждения по трем факторам: «Принципы и ценности», «Коммуникация», «Организация».
Фактор «Принципы и ценности» объединяет утверждения, в которых декларируются ценностные основания инклюзии и принципы, которые могут быть положены в основу инклюзивной политики в школе.
Например: «В нашей школе недопустимы изоляция и дискриминация учащихся», «В нашей школе отношение ко всем категориям учащихся не зависит от социального статуса и материального положения их семьи» (педагоги), «Семьи всех учеников являются одинаково ценными для школы» (родители), «В нашей школе каждый чувствует, что к нему относятся доброжелательно» (ученики).
Фактор «Коммуникация» включает утверждения, в которых определяется значимость взаимодействия и общения: «В нашей школе педагоги обмениваются опытом и помогают друг другу» (педагоги), «Родители в нашей школе чувствуют свою вовлеченность в школьную жизнь» (родители), «Всем новым ученикам помогают адаптироваться к школе».
Фактор «Организация» объединил утверждения связанные с процессом организации и регламентации инклюзии в школе: «Педагоги нашей школы имеют специальную подготовку в сфере инклюзивного образования» (педагоги), «У родителей есть возможность контролировать домашнее задание и успеваемость ребенка через интернет ресурсы» (родители), «На уроках мы часто работаем в команде» (ученики).
Выделенные факторы показывают фокусы внимания субъектов образования в отношении инклюзии в школе. Все факторы абсолютно логично отражают характер инклюзивного образования.
Ученые отмечают, что полученные результаты могут быть положены в основу формируемых программ по развитию инклюзивного образования в школе.
Это — образец доказательной политики в образовании, когда принимаемые организационные решения построены на конкретных теоретических и эмпирических аргументах. Образование становится инклюзивным именно в данном случае, так как оно формируется на основе учета потребностей каждого субъекта образовательного процесса.
Содержательно модели выражают принципы инклюзивного совершенства в контексте укрепления социальных идей равенства, разнообразия и включения.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тюменской области в рамках научного проекта № 20−413−720012 «Человеческое измерение инклюзивной трансформации школы: субъективное благополучие в условиях гетерогенности».
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ