Социологи узнали, что влияет на вовлеченность в работу сотрудников вузов

Социологи Финансово-экономического института ТюмГУ и Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого рассмотрели концепт «вовлеченности работников» в организационное управление. Минимальный уровень информированности о мероприятиях отмечен среди административно-вспомогательного персонала вузов. Также по минимуму вовлечены в реализацию корпоративных проектов сотрудники, имеющие стаж работы меньше года.
Социологи узнали, что влияет на вовлеченность в работу сотрудников вузов
Социологи узнали, что влияет на вовлеченность в работу сотрудников вузов

В практике управления человеческими ресурсами отношение сотрудников к организации и трудовой деятельности измеряется через удовлетворенность, лояльность и вовлеченность.

С начала XXI в. тема вовлеченности сотрудников прочно закрепилась в повестке дня организационного менеджмента в качестве ключевого бизнес-показателя.

Вовлеченность персонала определяется интересом самого работника, его внутренними устремлениями. К числу значимых детерминант вовлеченности персонала относят: политику организации (миссия, ценности, стратегия, процедуры), организационный климат (отношения с руководителем, коллегами, работа в команде), принципы организации труда персонала (распределение обязанностей, условия труда, система мотивации и вознаграждения) и возможности для самореализации на уровне личности (возможности для обучения и развития, перспективы карьерного роста, признание заслуг).

Статья «Трудовая вовлеченность работников высшего учебного заведения: на примере включенности в корпоративные проекты» профессора кафедры общей и экономической социологии ФЭИ ТюмГУ Галины Ефимовой и советника ректора НовГУ по стратегическому развитию Андрея Латышева вышла в журнале «Университетское управление: практика и анализ».

Исследователи провели анализ трудовой вовлеченности работников высшего учебного заведения на примере регионального классического университета.

Вовлеченность сотрудников оценивалась через информированность о плане мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности (Проект «5-100»), готовность участвовать в реализации программы «Приоритет 2030», а также наличие у работников резервов сил и времени.

Минимальный уровень информированности о мероприятиях отмечен среди административно-вспомогательного персонала. Также по минимуму вовлечены в реализацию корпоративных проектов сотрудники, имеющие стаж работы меньше года. Готовность принимать активное участие в реализации программы «Приоритет 2030» отмечена у высшего руководства университета и руководителей научно-образовательных подразделений.

Ожидаемо, что руководящий состав университета продемонстрировал более высокую вовлеченность в реализацию проекта, так как его представители принимали участие в разработке стратегических планов и «дорожных карт», в то время как научно-педагогический и административно-вспомогательный персонал не всегда обладает должным объемом информации и готовностью включиться в реализацию проекта.

Минимальный уровень информированности о мероприятиях отмечен среди административно-вспомогательного персонала. Также минимально вовлечены в реализацию корпоративных проектов сотрудники, имеющие стаж работы меньше года. Готовность принимать активное участие в реализации программы «Приоритет 2030» отмечена у высшего руководства университета и руководителей научно-образовательных подразделений.

Минимальная вовлеченность в реализацию корпоративных проектов отмечена среди молодых сотрудников (до 30 лет), а максимальная – среди старшей молодежи (30–35 лет).

Вовлеченность респондентов в университетский проект рассматривалась через призму их общей удовлетворенности работой. Работники с высоким уровнем общей удовлетворенности чаще принимают активное участие в корпоративных проектах, более позитивно оценивают опыт участия университета в корпоративных проектах и достигнутые им результаты (на примере «Приоритета 2030» и Проекта «5-100»).

Анализ уровня вовлеченности через готовность больше времени посвящать работе показала, что представители руководства чаще других категорий сотрудников готовы больше времени посвящать трудовому процессу. При этом респонденты, готовые больше времени посвящать работе, отличаются более высокой удовлетворенностью, вовлеченностью в реализации программы «Приоритет 2030» и положительным отношением к Проекту «5-100».

В результате проведенного эмпирического исследования определены три типа трудовой вовлеченности работников: высокая (безоговорочная), средняя (лабильная) и низкая (избегающая) вовлеченность. Максимальный уровень вовлеченности преобладает во всех профессиональных должностных категориях работников университета, однако более характерен для представителей высшего руководства и линейных руководителей.

Лабильный тип вовлеченности характерен для каждого третьего представителя административно-вспомогательного персонала и четверти научно-педагогических работников.

На основании полученных результатов в университете могут быть предприняты конкретные действия, в частности, повышение внимания к новым сотрудникам, работающим менее года, и более интенсивное включение их в информационную среду университета, оповещение о текущих корпоративных проектах и повышение их мотивации к трудовой деятельности, повышение осведомленности, закрепление за молодыми сотрудниками наставников.

Также важно проводить углубленный мониторинг сотрудников с безоговорочным типом вовлеченности для своевременного выявления признаков профессионального выгорания, применения
комплекса мер по его устранению и профилактике у наиболее вовлеченных сотрудников.

Изучение трудовой вовлеченности работников высшего учебного заведения на примере включенности в корпоративные проекты имеет широкие перспективы развития и распространения на другие высшие учебные заведения (технического, медицинского и иного профиля).

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ и сайт Naked Science

 

Рубрики:
Меню