Ученые рассказали о новом подходе к законотворчеству в области экологии планеты

Ученые ТюмГУ и Севастополя рассказали, что междисциплинарные регистры позволяют выстраивать новую эколого-правовую доктрину с коррекцией взаимной значимости человека и природы в условиях глобального краха системы капитализма, на почве оскудевающих природных ресурсов и нарастающей экологической катастрофы.
Ученые рассказали о новом подходе к законотворчеству в области экологии планеты

Статья «Смена парадигмы экологического права в условиях новой реальности» ученых Владимира Коваля, Вячеслава Лозо (Юридический институт Севастопольского государственного университета) и Сергея Зенина (ИГиП ТюмГУ)  вышла в журнале Lex Russica («Русский закон»).

Данная статья — попытка построения парадигмы экологической политики и права в условиях планетной трансформации Земли в XX–XXII вв.

Ученые в ней говорят, что новые реалии требуют как традиционного, так и инновационного правового урегулирования. Они задавали себе множество вопросов, в том числе, каким станет право, предназначенное охранять 3D окружающую среду (от чего и для кого)? И кто будет отдавать долги с процентами окружающей среде, которая с XX в. кредитует нас за счет будущих поколений? И не пора ли включить в современную архитектуру безопасности умственную и духовную деятельность человека с его безграничным потенциалом и выходить на новые орбиты экологии, прежде всего через психобиологические технологии? Сбудутся ли прогнозы Рэя Брэдберри о смене серой техносферы на зеленую биоэру, когда скучающая молодежь с луками и стрелами будет охотиться на возрожденных с помощью клонирования динозавров? Когда мы вынем руки из чужого кармана, ослабим хватку на шее друг друга, с предельной ответственностью признаем угрозы воздействия военной деятельности на биосферу планеты и обратим милитарный потенциал на предупреждение экологической катастрофы? Сможем ли мы поставить духовную сферу над повседневной выгодой и найти выход к предназначению человека: ждет ли нас там милость или возмездие природы? Востребован ли для этого инструмент экологического права, и кто будет его субъектом?

Анализ учеными-юристами проблемы экологической политики и права в экстремальных траекториях развития современного общества и обзор естественно-научных парадигм и концепций предполагает, по их мнению, выход из фрагментарных реакций на ургентные вызовы — к Единому Целому, в параметрах которого и следует создавать модель регулирования экологии планеты с соответствующими формулами, интегралами и алгоритмами.

Перерастание экологического кризиса в катастрофу побудит государства перевести свой суверенитет из категории качества в количественное измерение и прибегнуть к унифицированной модели спасения человечества как целого.

Поскольку антропоцентрический экстремизм, точно выраженный формулой биолога И. В. Мичурина «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача», является либо точечным, либо принципиально деструктивным, мы — дети Земли и Вселенной, должны всецело развернуться к нашей Матери и, следуя ее законам, выстраивать природоподобную стратегию. То есть — воссоздавать Целое как Замысел Единого на уровне живой клетки, организма и планеты; завершить нынешнее понимание проблем и перспектив экологии рациональной правовой структурой доступного уровня.

А поскольку с помощью права мы можем реально воздействовать только на человечество, то для выработки нового политико-правового конструкта Homo sapiens должен взойти на позицию Homo cosmos с универсальной матричной конфигурацией, на основе которой и пойдет процесс (в данном случае политикоправовой) воссоздания Единого Целого, человечества и планеты. Только Новый уровень Целого может выдержать это противоречие, которого ничто природное (запрограммированное) не имеет в себе и не могло бы вынести. Контур этой модели и исходный механизм ее реализации авторы представят в отдельной статье.

В завершение ученые указывают, что новую правовую экологическую доктрину следует рассматривать в системе трех качеств. Само нормотворчество, законодательная деятельность, «земной уровень» — это Настоящее. Ибо право, согласно Гегелю, «существует только как ветвь целого, как растение, обвивающееся вокруг некоего в себе и для себя прочного дерева».

Сегодня Знание превращается в Big Data, дробится на дисциплины и теряет связность. Но при выделении дисциплин системные ответы на реальные вопросы могут находиться на их стыках.

Семантическая конструкция когнитивного позиционирования для правового урегулирования структурных уровней целостной экологической системы должна включать в себя субъект как квантового наблюдателя с вершины восьмерки как 3‑го полюса Единого, быть открытой для точных, естественных и гуманитарных знаний и уметь работать с алгеброй и геометрией права. И если Античность была построена на натурфилософии, схоластика — на онтологии религии, наука — на онтологии природы, то следующую ступень следует строить из Запредельного в созвездии методов Сократа — Платона — Аристотеля, Бэкона (наблюдения и измерения) и схоластики (умозрения и рассуждения) с выходом за указанные и пока неведомые пределы (возможно, в этом и был смысл постмодерна) для построения новой парадигмы экологического права с применением всего арсенала приведенных факторов и инструментов.

Рубрики:
Меню