Историки ТюмГУ исследовали природопользование Сибири в разные периоды

Историки Антропошколы СоцГум ТюмГУ и ТГУ проанализировали подходы к природопользованию двух ведомств, ответственных за освоение Сибири в Российской империи и СССР — Переселенческого управления и Совета по изучению производительных сил (СОПС). Это позволило выявить особенности осмысления проблем природопользования азиатских регионов в поздние имперский и советский периоды, преемственность и разрывы между двумя режимами.
Историки ТюмГУ исследовали природопользование Сибири в разные периоды
Историки ТюмГУ исследовали природопользование Сибири в разные периоды

Дискурс, подразумевающий необходимость особого «рационального» подхода к природопользованию при освоении территорий Сибири, начал формироваться еще в Российской империи. Похожие идеи можно увидеть во многих номерах ведомственного сборника «Вопросы колонизации», который выпускало Переселенческое управление в 1907—1917 гг.

Чиновники управления сравнивали Европейскую и Азиатскую части Российской империи с двумя сообщающимися сосудами и предупреждали, что в результате колонизации на окраины перемещались не только люди и производства, но и экологические проблемы, а простое содействие крестьянам, бегущим от кризиса малоземелья в Европейской России, приведет к тому, что «такой же кризис в не очень отдаленном будущем придется испытывать и переселенцу колонизуемых теперь пространств».

Без рационализации хозяйства, адаптации к новому климату, ландшафтам и типам почв переселенческое дело «следует считать построенным на песке».

Статья «Подходы имперских и советских экспертов к освоению Сибири: Переселенческое управление и СОПС как агенты „рационализации природопользования“ в 1900—1910-е и 1970−1980-е гг.» историков Романа Гильминтинова и Максима Чупина вышла в «Уральском историческом вестнике».

В статье ученые анализируют экологические программы двух ведомств, ответственных за освоение азиатских территорий Российской империи и СССР.

Оба органа после революции встроились в советскую управленческую структуру и оказали влияние на экономическую политику СССР. Создание Переселенческого управления в 1896 г. стало ответом на вызов аграрно-экологического кризиса, побуждавшего крестьян переселяться из Европейской России в Сибирь и другие азиатские регионы.

Причину этого кризиса многие эксперты видели в росте числа российского крестьянства, ведущего экстенсивное хозяйство, которое считали «хищническим» и неразвитым.

В фокусе данной статьи находится работа СОПСа в 1960—1980-е гг., потому что в этот период идеи рационального природопользования были интегрированы в формировавшуюся в СССР систему экологического регулирования.

Ученые провели анализ взглядов имперских и советских экспертов на экологические проблемы, возникавшие перед страной на разных этапах ее экономического развития, их понимания «рациональности» размещения сельскохозяйственного и промышленного производства.

Ученые сформулировали два ключевых вывода. Во-первых, модели развития, которые предлагали Переселенческое управление и СОПС, не ограничивались чисто экономической, коммерческой выгодой. Они охватывали как проблемы развития производительных сил, так и вопросы обеспечения безопасности границ, преодоления зависимости от импорта и улучшения положения крестьян и жителей промышленных центров.

Во-вторых, оба ведомства стремились сформировать «рациональные» подходы в сфере природопользования, но первые попытки дать формальное определение этого понятия относятся только к концу 1980-х гг. Они связываются с противоречием между интересами отдельных предприятий, отраслей и территорий и народным хозяйством страны в целом.

Чиновники Переселенческого управления использовали слова «устойчивость» и «рациональность», отсылая к привычной для современного читателя проблеме воспроизводства ресурсов, но в начале XX в. эти понятия приобретали дополнительные коннотации, связанные с преодолением зависимости хозяйства от природы — неурожайных годов, приводивших к голоду.

В статье делается вывод, что цели экспертов Переселенческого управления и СОПСа не носили чисто коммерческий характер — их экспертиза вносила вклад в решение политических, социальных, экологических вопросов, таких как малоземелье европейской части Российской империи, опасность переноса этой проблемы на восток, зависимость от экспорта ресурсов, неравномерное распределение вредных производств и связанная с этим чрезмерная концентрация загрязнения в промышленно развитых регионах.

Таким образом, деконцентрация населения и производств и более равномерное их распределение, по мысли экспертов ведомств, не только бы способствовали развитию регионов на периферии, но и ослабляли экологические проблемы в центре.

Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ, проект № 22−78−00189 «Рационализация природопользования: политэкономия, планирование и экологическое регулирование угольной промышленности в 1965—1991 гг.» и гранта Правительства Р Ф, проект № 075−15−2021−611 «Человек в меняющемся пространстве Урала и Сибири».

Источник:

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ и сайт Naked Science

Рубрики:
Меню