Концепция «умный город» — выражение стремительного распространения во всех сферах жизни информационных технологий. Технологизм концепции продемонстрировал неспособность решения городских проблем и, напротив, создал новые, связанные с отчуждением человека от городской жизни, усилением дифференциации, социального неравенства
Статья «Прогнозно-нормативная модель реализации концепции „умный город“ в экспертном дискурсе» экономистов и социологов Натальи Костко, Ирины Печеркиной и Алёны Попковой вышла в «Вестнике Санкт-Петербургского университета. Социология».
Ученые исследовали действующую прогнозно-нормативную модель реализации концепции «умный город» в шести городах Тюменской области. Эксперты, представители органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций Тюмени, Тобольска, Ханты-Мансийска, Сургута, Салехарда и Нового Уренгоя оценивали реализацию и перспективы концепции в своих городах.
Проведя исследование, ученые сделали вывод, что в прогнозных оценках экспертов относительно перспектив развития концепции «умный город» есть тезис, обосновывающий необходимость усиления социального фактора и субъектной роли горожан в развитии пространства города.
Эксперты придают большое значение вовлечению населения в управление городом, но технологии и механизмы такого участия системно не обозначены и/или представлены противоречиво.
Дискурсы демонстрируют встраивание понятий «идентичность города», «городская идентичность горожан», «доверие» в прогнозно-нормативную модель городского пространства как базовых элементов, которые способствуют развитию социального фактора, субъектности горожанина в реализации концепции «умный город».
Доверие населения к властным структурам и межличностное доверие эксперты рассматривают как определяющее условие привлечения широких слоев населения к управлению городом.
Концепция «умный город» подразумевает конструктивный диалог власти и горожан, расширение различных форм участия жителей в управлении развитием города, а значит, и повышение их субъектности.
Эксперты декларируют необходимость формирования городского пространства, которое бы расширяло возможности осуществления коммуникации между всеми заинтересованными субъектами города (власть, бизнес, горожанин).
Однако они сводят эту задачу к набору решений по цифровизации городской среды и управления, развитию онлайн-платформ и сервисов.
При этом не актуализируются риски низкой социальной активности горожан (незаинтересованность и сопротивление новшествам, отчуждение и миграционные настроения, отток образованных и активных граждан
В целом экспертные установки не носят прогностического характера, а скорее демонстрируют пролонгацию уже имеющихся положений и трендов в развитии городов. Тем не менее исследование показало, что параметры субъектной модели не входят в противоречие с уже действующей моделью и могут быть использованы в практике управления городами.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ