Исследователи ТюмГУ анализируют топливные присадки
Совместно с ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России» ученые разрабатывают методологические основы исследования особенностей химической структуры соединений, входящих в состав присадок, для контроля их качества при производстве.
После распада Советского Союза технологическая и производственная база выпуска противоизносных присадок к топливам для авиационных газотурбинных двигателей была утеряна. Последние десятилетия они приобретались за рубежом. Сейчас исследовательские центры и предприятия промышленности прорабатывают возможность получения присадок из альтернативного сырья.
Чтобы сократить сроки их внедрения в производство и допуска к применению в составе топлив, необходимо разработать систему операционного контроля качества продукции. Научные работы выполняются в рамках стратегического проекта «Природовдохновленный инжиниринг» программы «Приоритет 2030» под руководством Андрея Елышева.
«Мы создаем методологию исследования состава новых присадок к топливам, — рассказал Семён Чикунов, младший научный сотрудник лаборатории теории оптимизации химических процессов. — Изучаем свойства опытных образцов, выясняем, какие из них важны. Нужно экспериментально подтвердить — новые присадки не будут ухудшать свойства топлив, будут совместимы с материалами, используемыми при их хранении и применении».
Исследуются экспериментальные образцы, которые созданы из природного сырья, получаемого из возобновляемых источников.
Ученые работают на уникальном для региона оборудовании: спектрометре ядерного магнитного резонанса, электронно-зондовом микроанализаторе, ИК-спектрометре высокого разрешения, хроматографе с масс-спектрометрическим детектированием. Адекватность получаемых результатов оценивают стандартными физико-химическими методами.
«Почему присадки так важны? — объясняет Максим Григорьев, младший научный сотрудник лаборатории теории оптимизации химических процессов. — Во-первых, они улучшают эксплуатационные свойства топлив, что позволяет обеспечивать надежность работы топливной аппаратуры авиационных двигателей. Во-вторых, некоторые присадки улучшают растворимость примесей воды в топливе, что препятствует их кристаллизации и забивке фильтров подачи топлива во время полета самолета при температуре за бортом до минус 70 °C. Таким образом, применяемые присадки и их качество напрямую влияют на безопасность полетов».
СЕгодня сотрудники университета занимаются оптимизацией подходов к исследованию состава противоизносных присадок и подготовкой материалов для патентования методики.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ