Впервые в России опубликован меморандум по использованию ИИ в образовании

По итогам первого Форума «ИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: Педагогические вызовы и перспективы российских университетов», который прошел в июне в ТюмГУ, подготовлен меморандум. Организаторами масштабного события стали Тюменский госуниверситет и Центр трансформации образования МШУ СКОЛКОВО.


Надежда Федорова, руководитель программы развития ТюмГУ: «ИИ – это пороговая технология, ведущая мир в новый технологический уклад. Нет сомнений, что ее распространение будет стремительным и в результате приведет к новым переделам в старых сферах деятельности. Университеты не смогут остаться в стороне. Поэтому мы решили не ждать, когда мир заставит нас меняться, и начать процесс изменений инициативно, чтобы успеть выработать новую норму деятельности не только для себя, но и для системы высшего образования в целом».


Андрей Щербенок, директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ:

«Использование существующих практик в условиях стремительного развития искусственного интеллекта приведет к имитации образовательного процесса в рядовых вузах и резкому снижению качества образования в ведущих. Поэтому университеты должны трансформировать свои образовательные программы, не просто внедряя дополнительные курсы по ИИ-грамотности,  а меняя  фундаментальные основы вузовской педагогики».

Впервые в России опубликован меморандум по использованию ИИ в образовании
Впервые в России опубликован меморандум по использованию ИИ в образовании

Искусственный интеллект в высшем образовании

меморандум

Ситуация

Системы искусственного интеллекта на основе больших языковых моделей (далее – ИИ) являются подрывной инновацией, коренным образом меняющей образовательный процесс в вузах. 

1.         ИИ – технология, приводящая к смене технологического уклада и существенному изменению квалификационных требований к выпускникам вузов. Ряд навыков и компетенций, на развитие которых сейчас ориентированы программы высшего образования, становятся неактуальными; с другой стороны, появляется массовый запрос на выпускников – «кентавров», способных эффективно решать задачи в тесном взаимодействии с ИИ. 

2.         Несанкционированное использование ИИ студентами для выполнения текущих заданий по учебным курсам и написания выпускных квалификационных работ резко снижает образовательные результаты. Ограничить использование ИИ студентами с помощью запретов и систем контроля (таких как «Антиплагиат») невозможно. Университеты вынуждены исходить из того, что любое учебное действие, которое студент выполняет за пределами аудитории, он выполняет с помощью ИИ. 

Университеты должны немедленно приступить к глубокой трансформации своих образовательных программ. Эта трансформация не может сводиться к внедрению дополнительных курсов по ИИ-грамотности и должна затронуть фундаментальные педагогические и методические основы высшего образования, практики взаимодействия студент-преподаватель и систему управления университетами. 

Возможные сценарии 

Сценарий 1: инерционный.

Продолжение существующих образовательных практик приведет к тотальной имитации образовательного процесса в рядовых вузах и резкому снижению качества образования в ведущих. По мере совершенствования ИИ, и студенты, и преподаватели будут все меньше времени и усилий тратить как на проектирование и реализацию образовательных программ, так и на учебу. Возможность автоматического выполнения требований образовательных программ подорвет основания для меритократии и будет способствовать потере мотивации. При этом разрыв между потребностями рынка труда и квалификацией выпускников будет нарастать, поскольку образовательные результаты вузовских программ будут снижаться, а хаотичное использование ИИ в учебе не научит студентов сложным технологиям применения ИИ в трудовой деятельности. 

Сценарий 2: анархический.

В отсутствие системной работы с вузами каждая образовательная программа будет искать свои собственные решения в сложившейся ситуации. В программах, всерьез нацеленных на контроль образовательных результатов, будет происходить возврат к трансляционным методам обучения в ущерб самостоятельной исследовательской и проектной деятельности студентов. Основным образовательным инструментом на этих программах станет подготовка к сдаче устных экзаменов. Это позволит удержать приемлемый уровень знаниевых компетенций, но не подготовит студентов к успешной профессиональной деятельности в условиях нового технологического уклада. Основная же масса образовательных программ будет двигаться по сценарию 1. 

Сценарий 3: интервенционистский.

Ряд вузов включится в работу по трансформации образования за счет создания пилотных проектов и экспериментальных площадок, глубоко интегрирующих ИИ в образовательный процесс. Решения, показавшие положительные результаты, будут активно распространяться на все программы высшего образования в стране. Из угрозы ИИ станет важнейшим инструментом совершенствования образовательного процесса и позволит решить ряд проблем, давно стоящих перед системой высшего образования. Это обеспечит массовую подготовку выпускников, способных эффективно работать в условиях нового технологического уклада. 

Принципы интеграции ИИ в образовательный процесс 

1.         Сохранение сложности 

Задача высшего образования в эпоху ИИ – увеличить сложность и многогранность развиваемых компетенций. На смену пассивному усвоению информации и постановке алгоритмизируемых интеллектуальных навыков должны прийти компетенции формулирования вопросов и самостоятельного критического мышления. Ответом на развитие технологий должно стать не подчинение студента ИИ, а его перемещение в позицию субъекта познания и деятельности, способного творчески использовать и развивать ИИ в качестве рабочего инструмента. 

2.         Трансформация роли преподавателя 

Внедрение ИИ изменяет набор и приоритетность функций университетского преподавателя. Роль преподавателя как специалиста в конкретной предметной области становится менее значимой, так как автоматизируется, в т.ч. через создание «персон учебного курса» – кастомизированных систем ИИ, заточенных под определенную дисциплинарную или методологическую экспертизу. С другой стороны, на первый план выходят педагогические компетенции преподавателя, в том числе компетенции, позволяющие эффективно организовать работу студентов с ИИ. Существующее разделение преподавателей на экспертов,тьюторов, методистов и т.д. должно быть расширено и переосмыслено с учетом новых реалий. 

3.         Изменение взаимодействия преподавателя и студентов 

ИИ должен взять на себя целый спектр задач по обучению и дидактике, кастомизируя их под сильные и слабые стороны каждого студента – то, что с трудом может сделать живой преподаватель, особенно в условиях большой учебной группы. На этом фоне увеличивается значимость межличностного взаимодействия преподавателя и студента. На первый план выходит роль преподавателей как проводников “скрытого учебного плана” - ценностных установок и ролевых моделей, влияющих на мотивацию и личностное развитие студентов. Параллельно увеличивается и значимость оффлайн-взаимодействия студентов внутри учебной группы, проектирование которого должно быть неотъемлемой частью образовательного дизайна. 

4.         Обучение преподавателей и студентов навыкам работы с ИИ 

Университеты должны массово учить преподавателей использовать ИИ в разработке и проведении учебных курсов, от дизайна учебных материалов до предоставления студентам обратной связи. Преподаватели, в свою очередь, должны развивать навыки использования ИИ у студентов, в том числе через глубокую интеграцию ИИ как инструмента в задания, связанные с той или иной предметной областью. Для этого университеты должны предоставить всем участникам образовательного процесса свободный доступ к различным системам ИИ, избегая монополизации и стимулируя творческие эксперименты с использованием решений, предлагаемыми различными провайдерами. 

5.         Автоматизация рутинных процессов

Задача университетов – максимально освободить время преподавателей для решения творческих задач по пересборке образовательной деятельности. Для этого необходимо мобилизовать возможности ИИ для автоматизации рутинных обязанностей преподавателей. 

6.         Трансформация системы управления университетом 

ИИ открывает беспрецедентные возможности в повышении эффективности управления образовательной деятельностью в университетах. За счет автоматического сбора самых разнообразных данных руководители образовательных программ должны получать непосредственный доступ к каждому элементу образовательного процесса и использовать ИИ для управления его эффективностью. Одновременно должна быть внедрена система организационных и правовых решений, позволяющих развивать различные форматы работы с ИИ – в частности, обеспечить возможность кристаллизации различных функций преподавателя в самостоятельные педагогические профессии. 

7.         Развитие межуниверситетской кооперации

Масштабное внедрение ИИ в образовательную деятельность – сложный процесс, требующий непрерывной разработки и экспериментальной апробации отдельных инновационных решений. Далеко не все университеты обладают для этого необходимыми ресурсами. Чтобы избежать увеличения и без того серьезного разрыва в уровне различных вузов, необходимо создать несколько R&D центров по ИИ-педагогике высшей школы. Эти центры должны разрабатывать подходы, методы и инструменты в данной области и реализовывать на их основе пилотные проекты. Такие центры необходимо обеспечить ресурсами и организовать эффективную трансляцию их успешных практик по всей системе высшего образования.

 

 

 

 


Рубрики:
Меню