От любви до ненависти: в Тюмени обсудили искусственный интеллект в образовании
В Тюмени закончил свою работу первый Форум «ИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: Педагогические вызовы и перспективы российских университетов».
Форум, организованный Тюменским государственным университетом и Центром трансформации образования МШУ СКОЛКОВО, собрал авторитетных экспертов, ректоров и проректоров ведущих вузов страны, представителей профильных компаний.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, приветствуя собравшихся, отметил, что страна находится на этапе реализации новых национальных проектов, направленных на достижение технологического лидерства. Для этого университеты должны четко понимать свою роль в развитии кандидатных технологий, одной из которых является ИИ. Полнота и высокая скорость распространения знаний, которые будут в самой ближайшей перспективе обеспечены ИИ, потребует коренной перестройки работы в вузе, переосмысления всех базовых образовательных процессов.
Участники форума согласились, что ИИ бросает системе образования один из самых серьезных вызов за последние десятилетия. Большие языковые модели уже оказывают огромное влияние на интеллектуальную деятельность, трансформируют коммуникацию между преподавателем и студентом. Нейросети продемонстрировали, что не только отлично справляются с поиском информации, систематизацией и анализом данных, но и способны генерировать новые идеи, задавать сложные вопросы и использовать теоретические рамки. При этом, неконтролируемо вторгаясь в университеты, ИИ снижает образовательные результаты: значительная часть, если не большинство студентов выполняют учебные задания с несанкционированным применением ИИ-инструментов.
Задача, которую поставили перед собой организаторы форума — разработать стратегию системного внедрения ИИ в учебный процесс с целью повысить качество образования и подготовить студентов к работе в условиях нового технологического уклада.
В этом году на базе учебных подразделений ТюмГУ Школы перспективных исследований и Школы образования прошли эксперименты по глубокой интеграции инструментов ИИ в учебные курсы: были выдвинуты гипотезы, апробированы методики и отрефлексированы результаты. Интересно, что многие студенты очень критически относились к функциональности систем ИИ: похоже, что студенты предъявляют к искусственному интеллекту более высокие требования, чем к человеческому.
Ректор ТюмГУ Иван Романчук, комментируя итоги форума, отмечает:
«Уже сейчас наши собственные практики варьируются от помощи преподавателям в составлении и проверке заданий до создания „персон курса“, способных заменять профессоров в ряде ролей и функций. Ключевой площадкой экспериментальных практик выступает Школа перспективных исследований (SAS), ставшая лабораторией по разработке новой университетской педагогики. Проект реализуется в рамках программы „Приоритет 2030“. Мы очень довольны ходом дискуссии на форуме, тем кругом единомышленников, которых удалось собрать в Тюмени. Этот разговор точно будет продолжен. Задача ТюмГУ — развивать свое лидерство в этой области, стать центром по исследованиям и разработкам педагогических подходов к использованию ИИ в высшей школе».
Участники Форума обсудили, чему и как учить студентов, как разделить роли человека и ИИ, какими компетенциями должны обладать те, кто будет работать в новых условиях, и какие организационные решения нужно принять, чтобы сделать возможным эффективную ИИ-трансформацию университетов. Сегодня в Тюмени сделан лишь первый шаг в осмыслении всего спектра проблем и решений, которые нуждаются в дальнейшем экспертном анализе, апробации и широком применении.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Фото: Алексей Дидух