Надежда Федорова: Образование для взрослых – стратегический проект ТюмГУ

Сегодня актуальным становится тренд на обучение в течение всей жизни, и с каждым годом дополнительное образование приобретает все большую востребованность у взрослого населения. Линейка образовательных продуктов ДПО в Тюменском госуниверситете предлагает программы на любой вкус. Как выстроена экосистема допобразования в вузе, чему и зачем учатся взрослые рассказывает  Надежда Федорова, руководитель программы развития ТюмГУ.
май
30
Надежда Федорова: Образование для взрослых –  стратегический проект ТюмГУ
Надежда Федорова: Образование для взрослых –  стратегический проект ТюмГУ

Надежда, в какой момент образование массово вышло за возрастные границы 25 лет (в среднем окончание бакалавриата, магистратуры) и стало для взрослых людей таким востребованным?

– Насколько я помню, бурное развитие рынка образования для взрослых в России началось после 2000-х. В 1990-е годы массовых образовательных целей у людей не было в силу многих социальных, экономических, исторических реалий. Когда же подросло общее благополучие – и страны, и граждан – появились новые образовательные и карьерные запросы.

Мощнейшим импульсом для развития образования для взрослых стала цифровизация. Люди вдруг осознали, что можно комфортно одновременно работать и учиться. К тому же цифровизация поменяла не только образовательный процесс, но и саму профессиональную деятельность во многих сферах. Некоторые профессии полностью трансформировались, а некоторые исчезают буквально на наших глазах.

Многие нынешние студенты, еще не начав работать, уже понимают скорость технологического развития и неизбежность обучения в течение всей жизни, тот самый lifelonglearning. А вот люди, которые учились лет 20 назад, как я, например, в силу психологической неготовности к гибким и коротким образовательным траекториям, получали одно высшее образование за другим. Например, у меня четыре диплома, и пятый – кандидатский. С другой стороны, за последние 10 лет я прошла около 40 курсов повышений квалификации. Новая нормальность такова: если у тебя есть желание расти социально, профессионально, личностно, то ты просто должен постоянно учиться.

Чему учатся взрослые?

– Запросы очень разнообразны, но некоторые тренды можно уловить. Массовый интерес выражен в получении новых технологических компетенции: программирование, сайтостроение, анализ данных, промптинг, UX-дизайн и т.п. И еще, сегодня в обществе случилась трансформация представлений по поводу результатов образования и того, как это влияет не только на карьеру человека, но и на его частную жизнь. Так называемые Soft skills стали невероятно востребованы: самопрезентация, умение работать в команде, общий культурный уровень, коммуникабельность и пр. То есть профессиональные знания у многих, к примеру, есть, а достижений карьерных нет. И тут многие взрослые люди начинают наверстывать, довосстанавливать свои общекультурные компетенции: учатся живописи, вокалу, движению.

Например, идёт сильнейшее развитие образования в сфере голоса (речь, вокал, риторика и др.). Это подкрепляется серьезными исследованиями в области когнитивистики, которые подтверждают важность нашего голоса как управленческого инструмента. Исследования длятся уже десятилетия, а их результаты дошли до массового сознания только сейчас. Поэтому так важно следить за тем, чем занимаются современные ученые – это позволит опередить свое время! Кстати, мы запустили летний интенсив по публичным выступлениям.

Почему у университета появилась идея сделать допобразование для взрослых отдельным важным проектом? Что этот проект дает университету?

– Университет – не замкнутая система. Мы чувствительно реагируем на происходящие изменения, сознательно их улавливаем, работаем с их последствиями.

Сейчас появился запрос на бОльшую открытость университета. Например, родители приходят в университет на короткие программы, чтобы «взять пробу» и быть уверенными, что их дети учатся в том самом месте. Развивается «предуниверсарий», школьники раньше заходят в университет, чтобы «изучить» образовательное пространство и сделать осознанный выбор. И выпускники университета (если обучение было позитивным) рано или поздно возвращаются.

Именно способность возвращать выпускников через образовательные активности, которые позволяют им развиваться дальше, стала для университета очень важным фокусом.

Университет сознательно из места для получения «той самой» профессии превращает себя в открытое многослойное образовательное пространство, в котором много разных видов программ – короткие модули, длительные переподготовки, профессиональные пробы, курсы по развитию мягких навыков – гибкие возможности для самых разных целевых аудиторий и разных этапов жизненного развития каждого человека.

Повлияла ли новая модель образования, которая уже несколько лет внедрена в ТюмГУ, на систему дополнительного образования?

– Безусловно. Индивидуализация образования позволила нам окончательно понять и признать тезис – образование должно быть интересным и гибким. Мы перестали относиться к образованию как к монолиту, а спроектировали образовательные программы по модулям, которые можно быстро менять, переставлять, дорабатывать, обновлять. И главное – выбирать.

По нашим наблюдениям, за пределами университета студенты много выбирают и много учатся – осваивают языки, прокачивают себя в ИТ, маркетинге, блоггинге и др. Мы насытили профессиональные программы разными интересными курсами на выбор, чтобы повысить вовлеченность студентов в обучение и сократить «принудительные путешествия» от одного семестра к другому, добавив студентам больше свободы.

Мы точно знаем, какие наши курсы можно с гордостью предложить внешним слушателям, потому что наши студенты за них «голосуют ногами».

Так же каждый год проходит конкурс «Я – профессор» для внешних экспертов, которые хотят реализовать себя как преподаватели. Отбор жесткий, но сейчас в университете уже достаточное количество экспертных курсов, чтобы назвать это серьезным изменением.

Многие наши курсы для взрослых тоже основаны на внешней экспертизе. Следующим шагом мы готовы собирать очень качественные практикоориентированные основные образовательные программы из уже проверенных, валидированных курсов дополнительного образования. Имеем дело со своего рода перекрестным опылением, когда основное и дополнительное образование улучшают и развивают друг друга.

Есть ли причина думать, что ТюмГУ сможет играть на равных в сфере ДПО с авторитетными онлайн платформами, ведущими вузами, корпоративными университетами?

– Провокационный вопрос! Я уверена, что может! Способствуют этому несколько исторических фактов и факторов.

Первое – за очень короткий срок ТюмГУ оказался в числе ведущих федеральных университетов. Этому, в том числе, способствовала полная пересборка подхода к образованию. Диплом ТюмГУ точно воспринимается как диплом хорошего университета. Этот опыт быстрого и успешного запуска проектов можно переносить в разные сферы. Поэтому короткий цикл интенсивного развития образования для взрослых в университете однозначно должен привести нас в число лидеров в этой сфере.

Второе – мы технологически развиваемся в том же направлении, что и ключевые российские EdTech платформы. ТюмГУ – университет очень высокой цифровой зрелости, все учетные системы цифровые, все управление образовательным процессом – через онлайн платформу, высокое качество онлайн контента. Это позволяет эффективно взаимодействовать со слушателями, остается только увеличить масштаб.

«Образование для взрослых» - стратегический проект для ТюмГУ. А мы умеем концентрироваться на важных целях и делать оправданные ставки.

На Ваш взгляд, сколько человек готов платить за обучение? Какой будет ценовая политика в сфере ДПО в ТюмГУ?

– Прямой ответ – максимально дифференцированная ценовая политика. От программ, которые мы проводим бесплатно для слушателя, до очень дорогих экспертных программ – 500 тысяч за недельный модуль на 1 человека.

Хорошее образование не может стоить дешево, поскольку оно требует включения экспертов, имеющих уникальный, передовой опыт в конкретной сфере деятельности. Если за программу не платит слушатель, значит платит кто-то другой: работодатель, государство... Если же образовательная программа дешевая, то либо она некачественная, либо в ее проведении есть какая-то другая дополнительная выгода. Например, повышение лояльности, или привлечение на другие, более дорогие программы через «тест драйв».

Всё-таки образование для человека – это инвестиция. Программы для взрослых – это вклад в повышение своего статуса и выхода на другую карьерную траекторию.   

Яркий пример – программы Передовой инженерной школы ТюмГУ, в том числе, HSE Менеджмент. Это программа для топ менеджмента индустриальных компаний, которая направлена на развитие редких, дорогих профессиональных компетенций в области производственной безопасности. Но программа не менее ценна созданием новых социальных связей и обменом опытом с коллегами из разных компаний.

Вы бы сами на какие программы ДПО в ТюмГУ пошли учиться?

– Я сейчас, в силу возраста и жизненного опыта, предпочла бы программы с гармоничным сочетанием социального, интеллектуального и физического развития. Чтобы и люди интересные, и подумать, и поделать что-то необычное. Кстати, мы как раз запускаем линейку программ по образовательному туризму. Сочетание сплава по горной реке и командного обсуждения стратегических задач – это мой формат.

 

Все актуальные программы для взрослых можно найти на витрине образовательных продуктов ТюмГУ.


Меню