Андрей Елышев о новой концепции развития Школы естественных наук
С 1 января кафедры естественно-научной направленности вошли в состав Школы естественных наук Тюменского государственного университета. Директором обновленного структурного подразделения назначен кандидат химических наук Андрей Елышев. О трансформации образовательной модели, синергии с индустрией и многом другом — в нашем интервью.
— Андрей Владимирович, вы уже зарекомендовали себя как результативный исследователь и администратор научных проектов. Руководство образовательной институцией немного другой профиль. С какой программой развития Школы естественных наук Вы заходите?
— Действительно, образовательная деятельность относительно новое для меня направление. В 2016−17 гг. я читал лекции и проводил практические занятия студентам-химикам по профильным предметам: катализу и химической технологии.
Сейчас перед нами стоит задача трансформировать текущую модель естественно-научного образования и выпускать не просто специалистов, а ведущих научных сотрудников и главных инженеров как для организаций из реального сектора экономики, так и для научно-исследовательских институтов.
— Почему назрела необходимость реформирования существующих институций?
— Мы нацелены в рамках подготовки естественно-научных кадров максимально углубиться в профильные предметы. Для этого совместно с руководителем программы развития ТюмГУ Надеждой Федоровой уже более полугода идет усиленная разработка нового естественно-научного ядра для образовательных программ уровня бакалавриата и специалитета, которое будет отвечать требованиям, предъявляемым к выпускникам работодателями, это, в частности, компании, НИИ, индустрии.
Мы дадим ребятам больше выбора между профильными и междисциплинарными предметами, которые в перспективе помогут им на старших курсах углубиться, к примеру, в неорганическую или органическую химию, физику или техническую физику, молекулярную биологию или цифровые технологии для экологической безопасности
— На что больше будет делаться ставка при форматировании концепции ШЕН под вашим руководством — образовательный процесс или научная деятельность?
— Я бы сказал, 50 на 50. Все-таки на первом месте образование. Мы должны подготовить таких будущих профессионалов, чтобы они могли заниматься и творческой работой, и профессионально решать какие-то текущие прикладные задачи. Но в то же время нам необходимо как часть элемента подготовки вовлекать студентов с первого курса в научно-технологические и научно-исследовательские проекты. В первом случае, — про технологии, — все должно заканчиваться результатом, который можно пощупать. С другой стороны, научно-исследовательская деятельность будет развивать творческий подход к осмыслению текущих проблем человечества, это попытка совместно с ведущими учеными ШЕН и индустриальными партнерами ответить на глобальные вызовы, включиться в решение фундаментальных вопросов. В целом, мы стараемся отходить от этого разделения фундаментальное и прикладное, а образовательная и научная деятельность должны развиваться параллельно.
— То есть с 1 сентября 2024 года первокурсники зайдут уже в новое естественно-научное ядро?
— Да, с 1 курса студенты начнут изучать не только общеобразовательные предметы, но и уже будут работать в естественно-научных лабораториях и погрузятся в профильные и IT-дисциплины. Кроме того, уже после 1 семестра будет формироваться рейтинг студентов: по результатам сессии и итогам полугодия мы будем отбирать от 5 до 10% самых мотивированных ребят (хорошая успеваемость и социальная активность) для отдельного Honors-трека. Участие в Honors-треке предоставит ребятам доступ к бесплатным дополнительным курсам, которые по окончанию университета позволят получить удостоверения о повышении квалификации или сертификаты.
Плюс у нас идет работа с коммерческими компаниями, такими, к примеру, как Сибур, Газпром, Роснефть: они готовы брать к себе лучших студентов на оплачиваемую стажировку.
— Будут ли представители индустрии привлекаться к образовательному процессу?
— Конечно. В следующем году будет открыт координационный совет, куда войдут представители ШЕН и индустрии. На Совете будет обсуждаться программа развития школы и степень вовлеченности индустриальных партнеров в образовательную и научно-исследовательскую деятельность школы. Уже сейчас в институтах на защитах выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров присутствуют компании. Особенно продуктивно сотрудничество по направлениям Химия, Физика и Техническая физика. Например, по направлению Физика есть базовая кафедра Тюменского нефтяного научного центра, 90% ее сотрудников — это специалисты Роснефти, поэтому на защитах ВКР ребята часто получают предложения о трудоустройстве. И вовлеченность компаний будет увеличиваться.
Более того, планируется запуск программ ДПО в ШЕН для переподготовки и подготовки сотрудников наших индустриальных партнеров. Подготовка больше будет иметь прикладной характер и направлена на людей, которые смогут работать на оборудовании, в том числе новом. У нас получается такая синергия с компаниями: они рассказывают о том, что непосредственно происходит в отрасли и на конкретном производстве, а мы им помогаем понять, почему, то или иное оборудование или технологии не работают, мы делимся теорией.
— Будут ли студенты ШЕН привлекаться к исследованиям, в частности, реализуемым в рамках стратегического проекта «Природовдохновленный инжиниринг«*, руководителем которого вы являетесь?
— Конечно. У нас уже сейчас работают студенты старших курсов. Со следующего учебного года у студентов 1−2 курсов будет возможность включиться в рабочий коллектив одной из лабораторий, которые существуют в ШЕН по направлениям биология, химия, физика, экология, картография и ГИС и география.
Что касается именно стратегического проекта, тут все переплетено таким образом, что, по сути, Школа естественных наук помогает стратпроекту «Природовдохновленный инжиниринг». ШЕН готовит будущие кадры, а центр природовдохновленного инжиниринга дает возможность студентам получить доступ к ученым, которые входят в пятерку лучших в своей области, и к самому современному оборудованию. В частности, на базе центра есть оборудование, которое один в один дублирует процессы таких газоперерабатывающих заводов как АО «Сибур-Химпром», АО «ПОЛИЭФ». И студенты видят, как мы, условно, из окиси углерода и водорода получаем бензин и дизельное топливо. Или, например, как из метана получаем ценные продукты. То есть они и с оборудованием поработать могут, и продукт увидеть или пощупать. Это важно. Мы стараемся теорию соединять с практикой.
— Предполагаются какие-то организационные изменения в структуре школы?
— Кардинальных изменений в следующем году не будет. Планы, конечно, есть, но будем делать это постепенно. Мы исходим, в том числе, и от запросов индустрии: какие образовательные программы следует усовершенствовать, какие новые направления или профили открыть. Стараемся учитывать и требования компаний, и давать возможность студенту добрать необходимых компетенций с помощью программ ДПО, участие в которых также будут принимать представители индустрии.
— Какие слова Вы бы использовали, чтобы рассказать о Школе абитуриентам, самые главные аргументы «за»?
— Школа естественных наук — это возможность проводить исследования во фронтирных областях: биотех, малотоннажная химия, физтех, цифровая экобезопасность и др. при участии ведущих российских и зарубежных ученых.
Честно, будет трудно, но интересно. Ребята научатся критическому мышлению в естественно-научной области, будут способны правильно анализировать исследовательскую информацию, делать выводы. Обучение в ШЕН — это возможность внести вклад в развитие технологического суверенитета страны. То, что будет разработано и изобретено сейчас, по сути, предопределит наше будущее лет на пятьдесят вперед. Это тот момент, когда предоставляется шанс внести свое имя в историю науки. Поступить, прилежно учиться, участвовать в научных исследованиях, стажироваться, ездить на производственные практики и быть полезным.
________________________________________
* Проект «Природовдохновленный инжиниринг» реализуется в рамках программы «Приоритет 2030».