Андрей Ермаков: ТюмГУ внедряет новые меры поддержки прикладных исследований
— Андрей Александрович, сегодня сложно не отметить, как высок запрос на прикладные технологии, обратный инжиниринг и инновационные решения. Почему он важен университету, и что вуз может предложить в качестве ответа?
- С одной стороны, деятельность в этом направлении — один из основных показателей университета как участника государственной программы поддержки. Доля поступлений из внебюджетных источников должна увеличиваться. Как правило, это происходит как раз за счет того, что университет предлагает интересантам какие-то прикладные вещи.
С другой стороны, отмеченный вами запрос, действительно, становится стимулом и одновременно потенциалом для развития. Мы видим, в чем нуждается индустрия и находим для нее оптимальное решение. Часто для нас это тоже точка роста, создание уникальных НИОКРов, обеспечение инновационных НТУ. Знания или технологии становятся по-настоящему полезными, когда их готовы распространять и оплачивать. Этот критерий можно использовать для измерения количества по-настоящему прорывных и перспективных результатов интеллектуальной деятельности (РИД).
— Вы можете привести пример, когда к университету обратились с необычной для него задачей?
— Скорее, с задачей в новой для нас сфере. Например, в авиационной отрасли. С прошлого года мы сотрудничаем с «ЮТэйр-Инжиниринг» в плане проведения для них услуг компьютерного инжиниринга: моделирование, расчеты, виртуальные испытания.
Еще один пример — наши исследования в области катализа. Работы, проводимые в лабораториях по заказу партнеров (в том числе компании «Сибур»), достаточно амбициозны. У нас есть научно-исследовательская инфраструктура и профессиональные кадры, мы развиваем взаимодействие с научно-исследовательскими и вузовскими командами новаторов.
И это только несколько примеров. На самом деле, их гораздо больше. При этом, на мой взгляд, крайне важно работать не только с крупными предприятиями, но и с малым и средним бизнесом, в первую — очередь с предпринимателями региона.
— ТюмГУ победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования на создание Центра трансфера технологий. Это тоже инициатива для расширения коммуникации исследователей и компаний Западной Сибири?
— Центр трансфера технологий (ЦТТ) будет формировать экосистему эффективного сотрудничества, привлекать внешних партнеров, оперативно создавать для них уникальные решения. Да, мы понимаем и определяем перечень приоритетных проектов, обусловленных особенностями исследовательской повестки вуза и потребностями региона — биобезопасность, нефтехимия, цифровая трансформация, обратный инжиниринг и рациональное природопользование — но готовы и к расширению областей научной деятельности. В настоящее время мы вместе с коллегами из Технопарка «Сколково» прорабатываем смысловую программу и содержание деятельности Центра, включая направления и сервисы.
— Однако Центр трансфера технологий — это не только про коммуникацию? Он выступает и как агрегатор инноваций, верно?
— Сегодня сложилась ситуация, когда поток технологических вызовов бизнеса превышает возможности вузов. Внутри университета может не хватать условий (инфраструктурных, человеческих, управленческих) для решения той или иной задачи. Возникает дилемма: формировать собственное инновационное окружение через технологический скаутинг или создавать «управляемую» базу данных (решений, проектов разной степени готовности), которые могут предлагаться (передаваться) конечному заказчику. Мы решили не делать выбор в пользу одного решения, а балансировать между ними. Университет агрегирует проекты, выступает их точкой сборки.
Уже сегодня Тюменский госуниверситет может оказать более 200 научно-технических услуг. Некоторые из них абсолютно уникальны и инновационны. Например, Научный центр мирового уровня ТюмГУ предлагает сервис по исследованию микрофлюидных явлений на основе использования технологии цифровых двойников.
— Перечень предлагаемых НТУ будет расширяться?
— Безусловно. Наша стратегическая задача — коммерциализация разработок, знаний, перспективных результатов интеллектуальной деятельности (РИД). ТюмГУ стремится не только увеличить количество партнеров и заказчиков, но и внедрить в вузе эффективные меры поддержки и стимулирования исследователей и разработчиков. Один из беспрецедентных форматов — принятие решения о снижении накладных расходов. В 2023 году они составят ноль процентов для поступлений от реализации научно-технических услуг.
Источник:
Управление стратегических коммуникаций