Кафедра общей и социальной педагогики
График работы: Пн.-чт. – 09-30 – 17-30, пт. 09–30 – 18-00.
Контактная информация: г. Тюмень, пр. 9 Мая, 5, кабинет 322;
телефон 36-96-42.
Делопроизводитель – Бурбак Ирина Александровна
График работы кафедры
Понедельник – пятница 09.00 - 18.00.
Обеденный перерыв: 12.00-12.45.
Краткая историческая справка о кафедре
Кафедра общей и социальной педагогики является структурным подразделением Школы образования.
История кафедры общей и социальной педагогики (первое название – кафедра педагогики) началась с 1-го октября 1931 года в составе Тюменского агропедагогического института. Первым заведующим кафедрой педагогики был назначен заместитель директора института педагогики по учебной части В.Г. Мушкаленко. На должности заведующих кафедрой педагогики сменяли друг друга: доцент Н.М. Тяпушкина; доцент В.М. Тихонов; доцент И.К. Тужикю; доцент И. А. Мельников, доцент П.А. Шавир.
В августе 1973 на должность заведующего кафедрой педагогики был приглашен д.п.н., проф. В.И. Загвязинский. Его заведование продолжалось до сентября 2004 года. Корректировка содержания деятельности кафедры сопровождалось сменой ее названия: теории и методики педагогического процесса, педагогики и психологии, общей и социальной педагогики.
С 2004 года кафедра общей и социальной педагогики перешла в структуру Института психологии и педагогики. Обязанности заведующего кафедрой исполняли доценты И.Н.Емельянова, Л.Д. Плотников, С.А. Быков.
Развитие кафедры шло в направлении обогащения новыми сферами деятельности:
-теоретическая и практическая подготовка студентов к преподавательской деятельности и воспитательным функциям классного руководителя;
-факультативные практикумы, готовящие студентов к пионерской, музыкально-хоровой, спортивно-массовой работе в школе и к внеклассной работе;
-организация исследовательской деятельности студентов, развитие олимпиадного движения;
-проектная деятельность по разработке региональных, областных программ инновационного развития образования;
-экспертная деятельность научно-педагогических проектов образовательных учреждений;
-учебно-методическая работа сотрудников кафедры по подготовке учебников и учебно-методических пособий.
За период заведования В.И. Загвязинского была создана оригинальная научно-педагогическая школа по направлению «Методология, теория и практика инновационного развития образования». Исследователи, работавшие под руководством В.И. Загвязинского и его учеников, разработали свыше 40 программ инновационного развития образования отдельных территорий и образовательных учреждений.
Кафедра общей и социальной педагогики является выпускающей по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Были разработаны и реализованы магистерские программы «Методология и методика социального воспитания», «Преподаватель высшей школы», «Управление образованием», Инклюзивное образование». В настоящее время реализуются программы магистратуры «Управление и инновации в образовании», «Практическая педагогика».
Сотрудники кафедры являются авторами целого ряда монографий, учебников и учебных пособий, изданных в том числе и в центральных изданиях: «Общая педагогика», «Теория обучения и воспитания», «Педагогический артистизм», «Искусство современного урока», «Возрастная педагогика», «Социальная педагогика», «Социальные институты защиты детства», «Методология и методика социально-педагогического исследования», «Современные методы обучения в профессиональной социально-педагогической подготовке специалистов социальной сферы», «Основы научной деятельности студента. Курсовая работа», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», Педагогическая деонтология: современная интерпретация», «Возрастное консультирование», «Возрастная психология и педагогика, семьеведение: возрастное консультирование», «Организационно-методическое сопровождение деятельности педагога как субъекта исследовательской деятельности», «Психолого-педагогический мониторинг», «Методология научного исследования проблем образования», «Практика в структуре педагогического образования по программам магистратуры», «Профессиональные пробы в практической подготовке студентов педагогической магистратуры», «Стратегическое планирование в образовании: от теории к практике»
Штатными сотрудниками кафедры являются 11 человек.
Доктора наук – представители школы В.И. Загвязинского, в настоящее время развивают свое направление в науке: Е.Г.Белякова – «Механизмы смыслообразования в образовательном процессе»; И.Н. Емельянова – «Особенности развития личности в воспитательно-развивающей среде образовательного учреждения»; О.А. Селиванова – «Технологизация социально-педагогической деятельности в области реадаптации маргинализованных групп населения».
В разное время сотрудники кафедры были членами Областного экспертного совета при Департаменте образования и науки Тюменской области (Е.Г. Белякова, И.Н. Емельянова, Л.Д. Плотников), членами жюри городских и областных конкурсов «Учитель года» (И.Н. Емельянова, О.С. Задорина), работали в составе экспертной группы при проведении экспертизы деятельности лучших учителей общеобразовательных учреждений Тюменской области в рамках реализации национального проекта «Образование» (Л.Д. Плотников, И.Н. Емельянова, О.С. Задорина), в составе Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области (О.А. Селиванова), Тюменского научно-образовательного центра Российской академии образования (Е.Г. Белякова - исполнительный директор).
Результаты исследований сотрудников кафедры успешно внедрены в практику общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных учреждений, учреждений высшего образования Западно-Сибирского региона РФ и за его пределами.
Кафедра разрабатывает и реализует программы повышения квалификации для педагогов образовательных учреждений дошкольного, школьного, высшего образования города и области. Сотрудники кафедры осуществляют хоздоговорную деятельность, выигрывают гранты: «Социально-педагогическая помощь и сопровождение детей и подростков, оставшихся без помощи родителей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в Тюменской области в каникулярный период» – грант губернатора Тюменской области 2009 г. (Л.Д.Плотников); «Проектирование духовно-нравственной среды образовательных учреждений с использованием социокультурного пространства региона» – грант РГНФ 2010-2011 гг. (И.Н. Емельянова), «Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования» (на материале Тюменской области)» - грант в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» (Е.Г. Белякова), «Формирование духовно-нравственной среды образовательных учреждений с использованием социокультурного пространства региона - грант РГНФ 2011-2012 (Е.Г. Белякова), «Инновационные социально-педагогические технологии в условиях модернизации современного образования» грант Министерства образования и науки РФ 2012-2013 гг. (Е.Г. Белякова), «Формирование практико-ориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании» - грант РНФ 2014-2016 (Е.Г. Белякова), «Организации разработки и курирования новой образовательной программы магистратуры «Инклюзивное образование» - грант Благотворительного фонда В. Потанина (О.А. Селиванова), «Смысловые механизмы профессионального самоопределения студентов – будущих педагогов» - грант РФФИ 2019-2020 гг. (Е.Г. Белякова, С.А. Быков).
Кафедра проводит всероссийские, всероссийские с международным участием научно-практические конференции по актуальным проблемам развития образования.
Кафедра имеет солидный опыт в сфере развития олимпиадного движения. Студенты, подготовленные сотрудниками кафедры, регулярно, начиная с 1997 года, становились победителями областных олимпиад по педагогике; добивались высоких результатов на всероссийских и международных олимпиадах по педагогике: Диплом I степени на Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике – 2007 г. (г. Тюмень), Почётная грамота на Международной студенческой олимпиаде по педагогике, посвящённой памяти В.А. Сластёнина – 2011 г. (г. Новокузнецк), III место во Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике 2012 г. (г. Горно-Алтайск), Диплом Лауреата Всероссийской психолого-педагогической олимпиады студентов 2012г. г. Белгород), Бронзовая медаль Тридцатых молодежных дельфийских игр России (Номинация «Искусство воспитания») – 2014 г. (г. Волгоград), Диплом команды-победителя 4-й Международной командной педагогической олимпиады-универсиады МГУ им. М.В. Ломоносова – 2015 г. (г. Москва). Начиная с 2004 года студенты, обучающиеся по педагогическим специальностям, становились призерами регионального конкурса студенческих работ.
Делопроизводитель |
||
д-р пед. наук, канд. психол. наук, доцент |
Профессор
|
|
Старший преподаватель |
||
канд. пед. наук, доцент |
Доцент |
|
канд. пед. наук |
Доцент |
|
Верховцев Константин Николаевич канд. пед. наук, доцент |
Доцент |
|
Ассистент |
||
д-р. пед. наук, доцент |
Профессор |
|
Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна канд. психол. наук, доцент |
Доцент |
|
канд. пед. наук, доцент |
Доцент |
|
д-р. пед. наук |
Профессор |