Кафедра методологии и теории социально-педагогических исследований
О кафедре
Врио заведующего кафедрой — Закирова Альфия Фагаловна
График работы: Пн., чт. - 12-00 – 14-00.
Делопроизводитель — Григорьева Елена Александровна
Контактная информация: г. Тюмень, ул. Ленина, 23, кабинет 321;
телефон 59-75-62,59-74-13.
График работы кафедры:
Понедельник — пятница – 9.00 – 18.00.
Обеденный перерыв: 12.30. – 13.15.
Краткая информация о кафедре
Академическая кафедра методологии и теории социально-педагогических исследований – уникальное структурное подразделение университета, основанное 13 мая 2003г. (приказом ректора №161 от 13.05.2003). Первоначально имела статус межфакультетской, с 2008 года введена в состав Института психологии и педагогики.
Штатными работниками кафедры являются 2 человека, из них 1 доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Закирова и 1 совместитель кандидат психологических наук, доцент (Е.В. Неумоева-Колчеданцева).
Основная функция кафедры – проведение социально-педагогических исследований. Ученые кафедры теоретически и практически реализуют идеи гуманистического развития личности, гармонизации стратегии, политики и практики реформирования образования, которое, как они считают, должно иметь опережающий характер по отношению к запросам социального заказа и экономики России.
На кафедре успешно разрабатываются наиболее значимые и перспективные направления современной педагогической науки: методология социально-педагогических исследований, развитие дидактических систем, педагогическая инноватика, социально-личностно-ориентированное образование, педагогическая культурология, развивающий потенциал современных информационных технологий, педагогическая герменевтика, социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением, комплексный мониторинг образовательного процесса.
Результаты исследований ученых кафедры регулярно печатаются в ВАКовских и других высокорейтинговых журналах. Среди их работ «Методология и методика психолого-педагогического исследования» В.И.Загвязинского и Р.А.Атаханова (М.: Академия, 2001-2010 гг., 7 изданий), «Теория обучения. Современная интерпретация» В.И. Загвязинского (М.: Академия, 2001-2008 гг., 5 изданий), «Исследовательская деятельность педагога» В.И.Загвязинского (М.: Академия, 2006-2008 гг., 3 издания), «Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики» В.И.Загвязинского и Т.А.Строковой (Тюмень: ТюмГУ, 2011 г.), «Теоретические основы педагогической герменевтики» (Тюмень:ТюмГУ,2001г.) и «Входя в герменевтический круг…» (Москва: ВЛАДОС, 2011г.) А.Ф. Закировой, «Теория обучения и воспитания» В.И. Загвязинского и И.Н.Емельяновой (М.: Юрайт, 2012), «Педагогический словарь» коллектива авторов (М.: Академия, 2008 г.), «Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования» В.И. Загвязинского (М.: Логос, 2015, 2-е издание), «Инновационные процессы в массовой школе» (Тюмень: ТюмГУ, 2001г.), «Мониторинг в школьном образовании» (Тюмень: ТюмГУ, 2007г.) Т.А.Строковой, "Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований"(М.:Академия, 2015 г., 2-е издание), "Методология научного исследования проблем образования"(Тюмень,2019 г.) и многие другие.
Широко известна научно-педагогическая школа академика В.И. Загвязинского, пользующаяся заслуженным признанием в образовательном сообществе России. В ее составе 25 докторов и более 180 кандидатов педагогических наук. Основное научное направление школы – методология, теория и практика инновационного развития образования. В лоне единой научно-педагогической школы развиваются перспективные направления, которые могут стать самостоятельными научными школами – педагогическая герменевтика (д-р пед. наук, проф. А.Ф. Закирова) и социальная реабилитация.
Учеными академической кафедры разработаны и успешно реализованы перспективные программы развития образования Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, городов Тюмень, Нижневартовск, Ноябрьск, Лабытнанги, Ханты-Мансийск, Березово, Советского и Тюменского районов, более 50 программ и проектов развития образовательных учреждений Тюменской области. Ученые кафедры осуществляли непосредственное научное сопровождение инновационных процессов в образовании.
При активном участии членов кафедры образовательная система области приобрела инновационный характер, выйдя на передовые рубежи в стране, а область получила, наряду с Москвой и Петербургом, статус территории-консультанта для других регионов России.
Совместно с учеными ТюмГУ кафедрой осуществлен ряд исследований по грантам Президента РФ совместно с правлением общества «Знание» Тюменской области (2006 г.), РФФИ (2007 г.), РГНФ (2007 г.), Губернатора Тюменской области (2008 г.).
В последние годы проведена значительная работа по нескольким грантам:
- в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: «Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (на материале Тюменской области)» (гос. контракт с Минобрнауки РФ № 14.740.11.0235 (6к/184-10);
- «Инновационные социально-педагогические технологии в условиях модернизации современного отечественного образования» (гос. контракт в рамках госзадания Минобрнауки на 2012-2014гг. № 6.1048.2011 от 01.01.2012г.);
- «Формирование практико-ориентированной исследовательской деятельности педагога в многоуровневом университетском образовании» (гос. контракт с Российским научным фондом № 14-18-02520).
- «Формирование исследовательских компетенций обучающихся в системе многоуровневого университетского психолого-педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров»(гос.контракт с Российским фондом фундаментальных исследований № 18-013-00268 А).
Состав кафедры:
|
Ф.И.О преподавателя |
Занимаемая должность |
Ученая степень, |
1. |
Закирова Альфия Фагаловна |
Врио заведующего кафедрой |
д-р пед. наук., профессор
|
2. |
Неумоева-Колчеданцева Елена Витальевна |
доцент 0.5 ст. внутр. совм. | канд. психол. наук, доцент |
3. |
Григорьева Елена Александровна |
делопроизводитель |
|