Визит Чуйко Г.М. в Институт биологии ТюмГУ для обсуждения общих научных интересов.
С дружественным визитом и поиском точек соприкосновения для дальнейшего сотрудничества Институт биологии ТюмГУ посетил Григорий Михайлович Чуйко, д.б.н., профессор Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН.
Григорий Михайлович нашел немного времени, что ответить на наши вопросы.
Добрый день, Григорий Михайлович! Расскажите пожалуйста о том, что вы уже успели сделать в Тюмени за время своего приезда.
Добрый день! Сегодня я прочитал вводную лекцию для всех желающих студентов и магистрантов Института биологии по использованию методов биодиагностики комплексного состояния водных экосистем. Успел пообщаться с сотрудниками института, которые в процессе написания диссертаций и занимаются сходными с нашими проблемами. Поговорили о дальнейших проектах, нашли совместные ориентиры интересы, что позволит сотрудничать в дальнейшем в области изучения биологических инвазий водных и наземных экосистем.
Наш Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН является ведущим в области гидробиологии и планирует активно включиться в программу создания нового межрегионального научно-образовательного центра Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Планируемые совместные исследования с Институтом биологии ТюмГУ в перспективе могут также влиться в вектор развития НОЦ.
Расскажите пожалуйста подробнее о тех, направлениях, в рамках которых будет происходить сотрудничество.
Сотрудничество предполагает несколько направлений. Мы будем проводить не только объединенные исследования, но и экспедиции, поскольку у нас есть специализированный “флот”. На текущий момент в биологическом аспекте мы готовы сотрудничать всесторонне, поскольку у нас штат сотрудников, который занимается всеми группами водных организмов. От биологии отдельных организмов до систематики и токсикологии, т.е. работы связанные с оценкой общих вопросов состояния водных экосистем. Конечно, в плане образовательного ресурса, нашим сотрудникам есть что рассказать. Стоит говорить не только о лекциях для студентов. Возможно повышение квалификации сотрудников, с перспективой дальнейшей защиты.
Так, например, при встрече с Кыровым Дмитрием Николаевичем мы обсудили перспективы разрабатываемого в Институте биологии актуального направления поиска биомаркеров для живых организмов из водных экосистем. Главное преимущество в том, что молекулярные биомаркеры позволяют на ранних стадиях развития гидробионтов обнаружить изменения, происходящие в их организме после антропогенного воздействия на их местообитание. Через большую выборку и множество сравнительных исследований предстоит выяснить состояние маркеров у организмов в нормальных условиях, при адаптации и патологических эффектах. Наиболее применим комплексный мультибиомаркерный подход, чтобы эффект внешнего воздействия можно было оценить достаточно быстро и точно. Другие подходы малоэффективны для таких динамичных и многокопонентных экосистем. Водные экосистемы Западной Сибири могут стать удобной моделью для поиска таких показателей (биомаркеров), в продолжение темы исследований, начатых по мегагранту под руководством Татьяны Ивановны Моисеенко. В нашей лаборатории мы проводим много модельных экспериментов с обитателями пресноводных водоемов, что позволит найти точки соприкосновения с полевыми и камеральными исследованиями на территории Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, в том числе изучение видов-интродуцентов и биологических инвазий.
Насколько доступно для студентов? Будет ли ограничения в возрасте или квалификации?
Хотелось бы, чтобы ограничения в данном плане были минимальны. Работа с талантливыми студентами требует особого внимания. Я одновременно профессор Ярославского Государственного университета и читаю там курс лекций. Курс рассчитан на семестр, поэтому я за одну лекцию не смог бы в полной мере познакомиться с вашими студентами и рассказать все аспекты биодиагностики. Но даже так студенты подошли ко мне после лекции и расспрашивали про институт, направления деятельности, о прохождении практики и др.
Ограничивается ли ваш институт только Ярославской областью или ваши исследования всероссийского масштаба?
Мы исследуем все внутренние водоёмы России. У нас широкие связи с исследователями и в Европе, и в Америке. Сейчас мы активно с Китаем сотрудничаем, Юго-Восточная Азией (Вьетнам, Лаос). Также имеется долгосрочный проект со странами СНГ. Функционирует постоянная станция на озере Севан (Армения).
Как вы относитесь к современному активному освоению внутренних вод Российской федерации?
Однозначно можно сказать, что прогресс остановить нельзя. Мы (как страна) должны развивать промышленность, строить новые заводы, научные центры, развивать инфраструктуру. В последнее время много внимания импортозамещению. Мы должны становиться самодостаточным государством и не зависеть от внешних экономических факторов.
Но, конечно, такое развитие сопряжено с экологическими рисками и не только в отношение внутренних вод. Моя точка зрения в том, что вот эти экологические риски должны оцениваться на всех этапах от проектирования и строительства до дальнейшей долговременной эксплуатации. Я не сторонник огульного отрицания всех начинаний, но за научный подход и строгий контроль.
Расскажите о себе. Какова сфера ваших научных интересов и причины их появления?
Если начинать с начала, то лучше с самого начала. Я закончил Ярославский государственный университет, где сейчас и преподаю курс по комплексной оценке антропогенного загрязнения окружающей среды. Учился студентом с 1972 по 1977 годы. По окончанию вуза, я поступил на работу в Институт биологии внутренних вод. В положенное время я ушёл в армию и служил в железнодорожных войсках. В институте я начинал старшим лаборантом, т.е. с простой должности и так потихоньку планомерно рос и в научном плане и в карьерном.
Защитил кандидатскую диссертацию, а затем и докторскую по специальности биохимия в Институте эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова РАН (СПб). Исследовательская работа связана с водной токсикологией и избирательной токсичностью форфорорганических пестицидов на рыб. После защиты докторской диссертации в 2005, я возглавил лабораторию физиологии и токсикологии водных животных. Лаборатория занимается проблемами оценки загрязнения водной среды. При этом имеется довольно большой набор организмов для биологического исследования качества вод.
Насколько мне известно, один из таких видов - это рыбка Данио-рерио.
Данио-рерио это вообще очень интересная ситуация. Как только мы узнали, что можно использовать данио в качестве индикатора, мы стали искать культуру для приобретения. Это было в конце 90-х начале 2000-х. Оказалось, что в России на тот момент не было данио-рерио той лабораторной “дикой” формы, которая используется для биотестирования. А те многочисленные рыбы для аквариумов (вуалехвосты и т.д.) генетически модифицированы и не могут быть использованы. Наши учёные отобрали тех рыб, которые близки к “дикой” форме. Далее в течение полутора лет мы проводили обратное скрещивание. В результате выщепилось 3 разных формы: вуалехвосты, леопардовые и бесцветные. В конечном итоге, нам удалось получить поколение “дикой” формы. И теперь поддерживаем чистую линию.
Расскажите пожалуйста об истории самого Института.
Наш институт изначально создавался как институт, который изучает особенности и механизмы формирования водохранилищ. Поскольку в момент его формирования (конец 40-х начало 50-х годов) начался проект по строительству каскада водохранилищ на реке Волга, то было важно понимать как происходят изменения экосистемы и биоты в результате крупных изменений гидрологического режима.
Наш институт существует на базе существовавшей биологической станции Академии Наук. А она, в свою очередь, была создана на базе поместья Петра Алексеевича Щепочкина. Его сын Николай Александрович Морозов много занимался наукой и революционной деятельностью. К счастью или к сожалению, был посажен в Петропавловскую крепость, где просидел 25 лет. Поэтому он в дальнейшем он участия в революционной деятельности не принимал. Будучи узником крепости, очень серьезно и углублённо занимался наукой. Когда возник вопрос о создании института, он предложил свою усадьбу.
На базе этого дома появился институт и его первый коллектив. Было много ведущих специалистов с мировым именем, особенно в начальное время создания института. Первым главой института был Иван Дмитриевич Папанин, доктор географических наук, известный полярный исследователь. Он очень многих специалистов, которые в Сталинские времена были репрессированы, смог собрать в институте и создать крепкий, квалифицированный, с мировым именем коллектив.
В дальнейшем структура была названа как Институт исследования водохранилищ. А затем переименован в Институт биологии внутренних вод, когда интересы учёных стали более широкими. Кроме рыбинского водоёма исследования расширились на все внутренние воды страны, а также прилегающие моря.
Поскольку изначально институт был нацелен на исследование экосистемы в целом, то и специалисты подбирались таким образом, чтобы можно было в комплексе исследовать водный объект: гидрология, гидрохимия, гидродинамика, биота на всех уровнях (микроорганизмы, простейшие, водоросли, зоопланктон, зообентос, макроперифитон, высшая водная растительность, рыбы, околоводные растения и животные, птицы.). В заданном направлении институт развивается и работает до сих пор. Кроме чистой науки, мы также реализуем прикладные проекты. Есть заказы от предприятий и промышленности. Так мы реализуем совместный проект с Северсталь и другими горнообогатительными комбинатами. Часто участвуем в проведении экологической экспертизы предприятий. Стоит отметить также, что мы участвуем в Приоритетном проекте «Оздоровление Волги». А в рамках планируемого НОЦ контактируем по тематике связанной с инвазивными видами, изучением которых как раз занимается одна из наших лабораторий.
Как ранее отмечалось в новостях госуниверситета, Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН включается в программу создания нового межрегионального научно-образовательного центра Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В связи с этим планируется активное сотрудничество Института биологии ТюмГУ в области гидробиологии, токсикологии и инвазивных видов.