День второй. Ивановка
Кто бы мог подумать, сколько эмоций принесет нам второй выездной день! Автобус нес нас все дальше и дальше от кипящей, бурлящей и громыхающей Тюмени. Что-то ждет нас сегодня? Какие встречи принесет этот день?
И вот - Ивановка, о которой мы уже были наслышаны. Коренное население в Ивановке – коми-зыряне, почти два столетия назад пришедшие в эти места с далекого Севера. Что заставило этих людей когда-то бросить насиженные места, обустроенные дома, родных и двинуться на юг? На эти и другие вопросы нам ответили сами жители Ивановки, трепетно хранящие память о своих далеких предках, их традициях и обычаях.
Первым делом по приезде мы отправились в школу, где встретились с Пинеговой Надеждой Ивановной, учительницей начальных классов. Она с интересом наблюдала за студентами, расспрашивала, рассказывала... А потом повела в удивительное место, настоящий кладезь воспоминаний о жизни народа - школьный музей.
Каждая вещь здесь пропитана историей, любовью, памятью… Что-то из экспонатов приносили сами жители, что-то оставляли в подарок гости. В музее три комнаты. В первой мы увидели историю Ивановской школы: старые фотографии на стене с улыбчивыми мальчишками и девчонками, школьная форма советских времен, кем-то трепетно сохраненные пионерский галстук и горн…
Кроме того, в этой комнате были свидетельства дружбы Ивановской школы и республики Коми: традиционные одежды народов Севера, орудия труда и быта. Это было привезено оттуда, с далёкой родины в 1991 году, когда в село приехали с визитом дружбы первые гости из Сыктывкара.
Перешагнув порог второй комнаты, мы будто оказались в начале позапрошлого столетия: накрахмаленные занавески, зеркало в деревянной резной оправе, самодельная люлька, комод с посудой… Когда-то среди этих вещей тоже ходили люди, о чем-то думали, улыбались, смеялись и плакали, смотрелись в зеркало…
Третья комната полностью посвящена Великой Отечественной войне. С каким трепетом сохраняли люди память о своих односельчанах, не вернувшихся с боев, погибших от ран, отдавших все силы работе в тылу! О детях войны особо… На стене висят фотографии – молодые парни, красивые улыбающиеся девушки, оставшиеся там, по ту сторону времени… Рядом на столике в папке лежат солдатские письма, пожелтевшие, с неразборчивыми словами, но какая от них исходит энергия! Энергия жизни!..
Надежда Ивановна, продолжая рассказ об истории села, повела нас к своей маме, Катаевой Лидии Тимофеевне. Эта удивительная женщина приветливо встретила нас, с улыбкой на лице рассказала о своей нелегкой молодости, о школе, о людях, встречавшихся на ее жизненном пути. Она вспомнила о том, как выдавали ее замуж, как растили детей, как жили они в нелегкое послевоенное время, трудно, но весело. Спела нам частушки, поделилась любимыми песнями о Байкале.
Еще один удивительный человек встретился нам в Ивановке. Зовут его Болотов Евгений Николаевич. Его дворик – настоящее чудо! Везде чисто прибрано, в уголке аккуратно стоят инструменты, а посреди двора возвышается самодельная деревянная пушка – в подарок внукам! Но не только это поразило нас! Есть во дворе пристройка - домашний музей, собранный своими руками!
Евгений Николаевич мог рассказать про любую вещь: что это, для чего, как к нему попало... Какие-то предметы приносили соседи, что-то осталось от прежних хозяев старого дома. Здесь были и инструменты, и самодельные салазки, и старинный гребешок для волос, и чернильница-непроливайка…
Евгений Николаевич, впрочем, как и все жители Ивановки, встретившиеся нам, оказался на редкость душевно щедрым, приветливым, улыбчивым человеком. Он много шутил и даже разрешил нашему Артёму покосить траву в огороде!
Незабываемым стало и посещение Ивановского Дома культуры, где мы познакомились с директором Катаевой Галиной Викторовной и художественным руководителем Мухамадиевой Еленой Юрьевной. Они с удовольствием рассказали нам о своем ансамбле «Зыряночка», который выступает на всех праздниках и фестивалях с песнями на зырянском языке в национальных костюмах. Нам даже разрешили примерить приготовленные к празднику традиционные костюмы.
После Дома Культуры мы отправились к Морсиной Людмиле Федоровне, которая долгое время работала в Ивановской школе учителем старших, а потом начальных классов. Настоящее увлечение её - это школьный музей. С каким восторгом и любовью она рассказывала о своем детище! Собирать по крупицам музей ей помогали ее ученики, они были и его первыми экскурсоводами. Рассказала она нам много интересного и об односельчанах, а потом раздала на память по маленькому словарику основных слов языка коми. Так мы смогли даже немного пообщаться на языке жителей Ивановки.
Удивляло и поражало, что люди, которые нас видели впервые, не сговариваясь, настойчиво и радушно приглашали нас к себе на праздник – День села, который совпадет с празднованием дня Ивана Купалы. Это, обещали нам, будет очень красивое зрелище, с гуляньями, песнями, хороводами и прыжками через костер. Очень жаль, что мы не сможем увидеть его своими глазами! И вот уже автобус везёт нас обратно в Тюмень…
Мы полны эмоций, воспоминаний об этом удивительном месте, об этих удивительных людях. А у меня с этим селом связано и глубоко личное чувство. Впервые среди чужих для меня людей я так часто и с такой гордостью произносила: «Я тоже зырянка». Мы везём домой не только частушки, былички, песни села Ивановка, но и самое главное – сохранившееся в памяти сознание духовного единства, которым живут эти люди, сумевшие отстоять и старые названия своих улиц, и сберечь свой язык, свои традиции и свою культуру.
Куликова Мария
студентка группы 21ф 1601 б