Посвятить себя учебе или совмещать: обзор форм обучения в ТюмГУ
Вопрос, получать высшее образование или нет, для абитуриентов ТюмГУ уже не стоит. В начале июля стартует приемная кампания 2016 года. Сомнения поступающих во многом связаны лишь с выбором формы обучения. Попробуем выяснить, в чем их различие и какими преимуществами они обладают.
Тюменский государственный университет предоставляет абитуриентам широкий выбор направлений и специальностей высшего образования. Все они предполагают несколько уровней обучения, таких как бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура. Однако выбор формы обучения определяет, сколько времени и сил понадобится, чтобы в руках выпускника появился заветный документ о высшем образовании – диплом.
Кроме того, в представлении как родителей абитуриентов, так и работодателей, от формы обучения может зависеть квалификация подготовленного специалиста. В этой связи университет заверяет, что программы обучения очников и заочников хотя и различается, но полностью удовлетворяют государственным стандартам подготовки специалистов. Другими словами, разницы между выпускниками нет.
Учеба как работа
Очная форма обучения предполагает, прежде всего, практически ежедневное посещение учебного заведения, которое очень скоро станет студенту родным. Таким образом, на парах закладывается полная, подробным образом описанная преподавателями теоретическая база по всем дисциплинам. Кроме того, учебные программы предусматривают проведение семинаров, лабораторных работ, практических занятий, на которых закрепляется лекционный материал.
Преимуществом очников считается более планомерное освоение знаний по выбранному направлению. Кроме того, как уже говорилось выше, некоторые работодатели отдают предпочтение кандидатам с «корочками» очной формы. Таким образом, это дополнительный шанс успешного трудоустройства. В дополнение можно отметить насыщенную студенческую жизнь, о которой не раз слагали легенды: у студентов есть шанс принимать участие в череде конкурсов, олимпиад, соревнований, кружках творческой самодеятельности и многом другом.
Отрицательной стороной, пожалуй, является более высокая стоимость в рамках одного направления в сравнении с прочими формами обучения. С другой стороны, это стимул заранее по максимуму подготовиться к поступлению и сдать на «отлично» выпускные экзамены в школе.
Учиться и работать
Для тех, кто желает или вынужден совмещать работу с учебой, альтернатива тоже есть! Разумеется, речь о заочных формах. В этом случае студент должен обладать навыками самодисциплины, поскольку теоретический материал придется изучать самостоятельно в промежутке между сессиями. Формы контроля на них для заочников ничем не отличаются: это зачеты, экзамены, контрольные и курсовые работы.
Главным достоинством такого вида обучения является необходимость посещать университет лишь шесть-восемь недель в год. Стоимость семестра в сравнении с очниками, будет, опять же, ниже раза в два.
Дистанционное обучение отличается тем, что посещения вуза сводятся к минимуму. Весь объем учебных, теоретических, контрольно-измерительных материалов направляются студенту в электронном виде, через Интернет или на цифровых носителях.
Для ищущих компромиссный вариант существует очно-заочная форма обучения. В этом случае возможен скользящий график занятий – человек, работающий в первую смену, посещает пары вечером. Такой метод наиболее востребован людьми, желающими получить второе и последующие высшие образования.
Взгляд изнутри
Краткий опрос среди бывших и продолжающих обучение студентов ТюмГУ показал, что по большей части выбранные ими формы обучения в достаточной степени обеспечивают их необходимыми знаниями. (Пунктуация и орфография авторов сохранены).
«Я учился на очном отделении. У нас был уютный, маленький институт, где почти все преподаватели и студенты знали друг друга и разрешить какой-то вопрос было нетрудно. Думаю, если бы мне предложили пойти учиться еще раз, то снова бы выбрал его же. Некоторые студенты умудрялись работать и пропускали занятия, просто потом сдавая все зачеты и экзамены разом. Поэтому особой разницы между очкой и заочкой не вижу», -- поделился выпускник Института истории и политических наук 2012 года Иван Егоров.
«По-моему, хорошо, что я училась на очном отделении. Благодаря этому я смогла одновременно освоить два иностранных языка, на заочном так бы не получилось. Я думаю, что даже те студенты из нашей группы, которые пропустили много занятий, все равно имеет больше знаний, чем заочники», -- рассказала студентка четвертого курса Института филологии и журналистики Юлия.
«Я уже несколько лет работаю в организации, и для продвижения по службе начальник отправил меня учиться на высшее заочно. Мне удобно, что не надо каждый день ходить в университет, а сессия для меня как отпуск», -- заявил студент третьего курса Института математики и компьютерных наук Владимир.
«На очном есть общение с преподавателями, которые могут рассказать материал, с ними можно пообщаться на интересующие темы. Тусовки с одногруппниками… По некоторым предметам достаточно работать на парах, а дома можно ничего не делать или несложную домашку», -- отметила студентка ИФИЖ четвертого курса Полина.
Владимир Пушкарев