Эмих.jpg



Вечные заповеди мудрого учителя

«Ученики - это след, который учитель оставляет после себя в жизни, это его продолжение».

 

«Выбирай слова, идущие от сердца, и они достигнут сердца ученика, ты завоюешь его, а это основополагающая предпосылка успеха учителя».

 

«Зеркалом, в которое неустанно следует смотреть учителю, является сияющая и радостная улыбка ученика».

 

10 ноября 2019 года исполняется 110 лет со дня рождения Заслуженного учителя школ РСФСР, отличника просвещения СССР, доцента Тюменского государственного университета, кандидата педагогических наук Ф.К. Эмиха, который внёс значительный вклад в становление кафедры немецкой филологии Тюменского государственного университета, а также в развитие методики преподавания немецкого языка в школе и вузе.


Ф.К. Эмих родился 10 ноября 1909 г. в г.Марксе Саратовской области в Автономной области немцев Поволжья в крестьянской семье. В 1932 г. Ф.К. Эмих окончил лингвистический факультет педагогического института в г. Энгельсе. Ф.К. Эмих и его друзья-одногруппники стали первыми выпускниками этого института.


С 1932 г. по 1934 г. Ф.К. Эмих служил в Красной армии, с 1934 г. преподавал немецкий язык и литературу в базовой школе педагогического института №10 в г. Энгельсе,


После ликвидации Автономной республики немцев Поволжья в 1941 г. Федор Карлович был переселен в Красноярский край, на Енисей, в посёлок Орджоникидзе, где семья Эмиха прожила 17 лет. С января 1942 г. по 1946 г. Ф.К. Эмих служил в рядах Трудовой армии. После службы в Трудовой армии Ф.К. Эмих был назначен заведующим педкабинетом района, а затем инспектором РОНО. Позднее он стал учителем и завучем школы п. Орджоникидзе.


В 1958 году Ф.К. Эмих получил должность методиста в институте усовершенствования учителей г.Тюмени. Работа на курсах повышения квалификации побудила Ф.К. Эмиха основательно заняться вопросами теории и методики преподавания иностранных языков. Плодотворное сотрудничество Ф.К. Эмиха с институтом повышения квалификации учителей продолжалось в течение всей его педагогической деятельности.


В 1959 году Федор Карлович стал преподавателем кафедры немецкого языка Тюменского государственного педагогического института, а в 1962 году - заведующим кафедрой немецкого языка, которой руководил в течение 18 лет.


За время работы в г. Тюмени Ф.К. Эмих опубликовал десятки научных статей, книг и учебных пособий, приложил много усилий, чтобы обучение студентов велось исключительно на немецком языке, включая теоретические предметы. В центре научных интересов Ф.К. Эмиха стояли проблемы коммуникативного подхода в обучении языку, использования технических средств и средств наглядности на уроке иностранного языка, разработки учебно-методических материалов и пособий, поствузовского обучения. В 1966 г. Ф.К. Эмих защитил свои научные работы и получил учёную степень кандидата педагогических наук.


В конце 60-х годов Ф.К. Эмих с группой учителей приступил к созданию тетрадей для учеников и учителей, которые являются прототипом сегодняшнего приложения ко всем курсам немецкого языка, издаваемым в России и за рубежом. На базе учебников им были созданы аудиокурсы для каждого класса, которые активно использовались учителями города, области, а также Уральского региона,


Педагогические идеи и принципы преподавания иностранного языка, на которых выросло целое поколение преподавателей немецкого языка в Тюменской области, несомненно, актуальны и сегодня. Его ученики составили основное ядро кафедры немецкой филологии ТюмГУ. Даже будучи на пенсии с 1983г. Федор Карлович продолжал активно курировать своих молодых коллег и выпускников, щедро делясь своим богатым педагогическим опытом. Добрая память о нём живёт не в сердцах его многочисленных учеников, коллег, единомышленников и последователей.


Свой жизненный и трудовой путь Федор Карлович описал в книге «Drei Flüsse – drei Leben».

 

1.     Friedrich, Emig. Drei Flüsse – Drei Leben: Erinnerungen. - Berlin; Bonn westkreuz - Verlag, 1992.- 78с.