Тюменский государственный университет
Лаборатория «Развитие образования: федеральный и региональный аспекты» (Загвязинский В.И., Строкова Т.А.)
Лаборатория «Социология профессионального образования» (Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З.)
Лаборатория «Инклюзивное образование» (Волосникова Л.М., Малярчук Н.Н.)
Лаборатория «Педагогическая культура и гуманитаризация образования» (Закирова А.Ф., Белякова Е.Г.)
Лаборатория физической культуры и спорта (Манжелей И.В., Зуев В.Н.)
Лаборатория социальной безопасности (Селиванова О.А.)
Лаборатория математических методов в образовании и информационной культуры (Захарова И.Г., Кутрунов В.Н.)
Тюменский областной государственный институт развития регионального образования
Лаборатория «Проектирование и управление развитием региональных образовательных систем в условиях модернизации образования»
Рукодитель: Ройтблат О.В.
Лаборатория «Исследование развивающих возможностей профессионально-ориентированных сред»
Руководитель: Манжелей И.В.
Основным направлением деятельности лаборатории является исследование развивающих возможностей профессионально-ориентированных сред.
Направления исследований:
1. Формирование рабочих компетенций (WorldSkillsInternational) в развивающей профессионально-ориентированной среде.
2. Проектирование и экспертиза развивающих возможностей адаптивной среды инклюзивного профессионального образования ( исполнитель Бутыч Н.С.).
3. Патриотическое воспитание студентов в физкультурно-спортивной среде профессионального образования (исполнитель Шатохин А.Г.).
Лаборатория «Развитие технического творчества детей и молодежи (федеральная инновационная площадка «Инновационный образовательный хаб и центр компетенций в сфере технического творчества детей и молодежи»)»
Научный куратор: И.Г. Захарова
Лаборатория «Модернизация и устойчивое развитие дополнительного образования»
Лаборатория «Обеспечение социальной безопасности молодежи в процессе социализации»
Руководитель: Селиванова О.А.
Академическая гимназия Тюменского государственного университета
Лаборатория «Креативная педагогика»
Руководитель лаборатории: Дегтярев С.Н., д.п.н., доцент, директор гимназии ТюмГУ.
Адрес: г. Тюмень, ул. Пржевальского, 37. Email: gymnasia.utmn@rambler.ru, freutmit@mail.ru, т. 8(3452) 418109.
Основной базой лаборатории креативной педагогики (ЛКП) является гимназия Тюменского государственного университета (Гимназия), которая является общеобразовательной школой старшей ступени обучения (10, 11 классы). В гимназии реализуются пять образовательных профилей: физико-математический, математический, социально-экономический, гуманитарно-лингвистический и социально-гуманитарный. Педагогический коллектив составляет 25 человек, из них 2 доктора наук (Петухова Г.А., Обласова Т.В.), 2 кандидата наук (Дегтярев С.Н., Шестакова Т.Д.), 92% педагогов – учителя высшей категории. Гимназия по показателям деятельности входит в топовые рейтинги российских школ: ТОП 25 (2013), ТОП 500 (2014), ТОП 200 (2015). В гимназии обучаются 300 учащихся, поступивших по конкурсу. В 2015-2016 учебном году, участвуя в олимпиадах, гимназисты заняли 18 первых мест на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников и 8 призовых, из них 4 первых, на ее заключительном этапе.
Педагогический коллектив гимназии работает над решением проблемы развития личности учащихся, над формированием ценностно-смысловой основы их деятельности, познавательной мотивации, творческих и интеллектуальных способностей. Создание ЛКП на базе гимназии гармонично входит в программу ее деятельности, будет способствовать более полному удовлетворению запросу родителей на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся, решению задачи повышения психолого-педагогической компетентности преподавателей, повышению их исследовательской культуры.
Цель создания ЛКП: организация исследовательской и методической работы на базе гимназии Тюменского государственного университета по проблеме развития творческой личности в процессе учебно-познавательной деятельности; разработка и проверка эффективности методик развития предметно-специфической креативности учащихся.
Задачи: - разработка инновационных педагогических технологий, дидактических средств и методов, методических рекомендаций по развитию креативной личности на старшей ступени обучения в школе;
- распространение педагогического опыта, результатов исследования развития креативной личности в научно-педагогическом сообществе (публикации, семинары, конференции, мастер-классы и т.д.).
Направления работы ЛКП:
1. Развитие креативных способностей через практико-ориентированные учебно-исследовательские работы (разработка креативного лабораторного практикума).
Исполнитель: Могильный Е.А., учитель физики.
Практический выход: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; разработка креативного лабораторного практикума по физике для 8-11 классов (2016 – 2019 гг.)
2. Развитие креативной личности средствами гуманитарных предметов (разработка способов и приемов творческого преобразования учебной информации и организация креативно ориентированного общения учащихся в образовательном процессе).
Исполнители:
Шилкова Н.И., учитель истории и обществознания,
Острижняя С.Г., учитель истории и обществознания,
Шестакова Т.Д., учитель физики.
Практический выход: публикации, мастер-классы, методические рекомендации по организации креативно ориентированного общения учащихся в образовательном процессе.
3. Комплексное развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через формирование креативной образовательной среды. (Решение проблемы повышения развивающих возможностей образовательной среды на основе координации психологических развивающих тренингов с предметно-ориентированными методами развития творческих и интеллектуальных способностей в процессе обучения. Разработка дидактических игр с целью развития гибкости мышления и познавательной мотивации. Реализация творческого подхода в разработке системы изучения иностранных языков.)
Исполнители: Гринченко Н.В., педагог-психолог,
Дегтярев С.Н., учитель физики,
Андросова Л.Г., Кунгурова Г.Г., Сазонова Г.П., Степьюк Л.Г., учителя английского языка и др.
Практический выход: научно-методические публикации, методическая разработка «Everyday – English» - система творческого изучения английского языка, конференции, мастер-классы.
Календарный план на 2016-2017 учебный год
Сентябрь – декабрь 2016 г.
- Формирование творческих групп (методических объединений) по направлениям исследовательской работы ЛКП.
- Разработка индивидуальных планов исследовательской, методической работы учителей гимназии.
- Входная диагностика творческого и интеллектуальных потенциала учащихся, уровня их адаптации к гимназической образовательной среде.
- Ознакомление с планами работы ЛКП и первичными результатами диагностики родителей учащихся (проведение родительских собраний).
- Изучение опыта формирования творческой, креативной личности (курсы повышения квалификации, семинары, конференции).
- Повышения уровня исследовательской культуры педагогов (участие в межрегиональном методологическом семинаре, самообразование).
- Подготовка статей в рецензируемых журналах – 2, на НПК - 2.
Январь – июнь 2017 г.
- Представление на заседании академической кафедры методологии и теории социально-педагогического процесса исследовательского проекта по развитию креативных умений в практикоориентированной учебной деятельности учащихся в процессе изучения физики (Могильный Е.А.).
- Презентация программы «Everyday - English» на методическом совете Гимназии (Андросова Л.Г., Кунгурова Г.Г., Сазонова Г.П., Степьюк Л.Г.).
- Диагностика реализации творческого потенциала учащихся в течение учебного года (Гринченко Н.В.).
- Семинар для учителей Гимназии «Развитие одаренной личности: ценностный и когнитивный подходы» (представление практического опыта).
- Организация взаимодействия с подразделениями (отдельными сотрудниками) ТюмГУ в целях совместной деятельности по разработке, экспериментальной проверке и применения средств и методов креативной педагогики в образовательной среде Тюменского государственного университета (Школа одаренных, Центр довузовской подготовки, кафедры и институты ТюмГУ: проведение статусных олимпиад на базе Гимназии, разработка олимпиадных заданий, совместные семинары, консультации, участие в интеллектуальных сменах для одаренных и способных учащихся, проведение летних академических школ для старшеклассников, организация педагогической практики для студентов ТюмГУ на базе гимназии).
- Публикации: статьи в рецензируемых журналах – 2, на НПК – 3.
Лаборатория «Формирование информационной культуры личности гимназистов»
Руководитель: Загвязинская Э.В. Научный куратор : Белякова Е.Г.
Основное направление работы: поиск эффективных способов и средств формирования информационной культуры обучающихся в условиях современного социума, в том числе профилактирование информационных рисков в образовательной среде школы, развитие морально-ценностных информационных фильтров школьников, их способностей критического мышления, умений осмысленно осуществлять работу с информационными ресурсами в сети Интернет.
Лаборатория «Культурологическое наполнение содержания образования»
Руководитель: Носова И.В. Научный куратор: Строкова Т.А.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 16 города Тюмени
Лаборатория «Управление развитием регионального образования»
Руководитель: Филиппи Н.А. Научный куратор: Строкова Т.А.
Лаборатория "Культурологическое наполнение содержания образования"
Руководитель: Кулик В.А. Научный куратор: Белякова Е.Г.
Лаборатория «Одаренные дети»
Руководитель: Горковец Д.Н. Научный куратор: Алексеев Н.А.
Лаборатория «Проблема сотворчества с социумом, природой и культурой как ключевая идея современного образования»
Руководитель: Русакова Л.Н. Научный куратор: Огороднова О.В.
Лаборатория «Методология развития образовательных систем (теория и практика метапредметного образования)»
Руководитель: Мальцева С.С. Научный куратор: Закирова А.Ф.
Лаборатория «Качество образования и проблемы его компьютеризации»
Руководитель: Головчак Е.В. Научный куратор: Захарова И.Г.
Школа одаренных ФБГАОУ ВО "Тюменский государственный университет"
Лаборатория «Одаренная личность в образовательном пространстве. Элитарное образование»Руководители: Юффа А.Я., Алексеев Н.А.
На современном этапе в отечественной педагогике проблемы создания и разработки содержания и принципов функционирования элитарных ОУ для одаренных детей еще не нашли должного отражения и проработки. Вместе с тем, тема развития одаренных детей всегда была предметом пристального внимания отечественной педагогики и психологии.
В своей концепции и модели Школы одаренных мы опираемся на передовые трактовки и понимание условий формирования одаренных детей, которые нашли отражение в следующих разработках: Одаренные дети [1], Колмогоровский проект [2], Проект Минобразования [3], частные проекты школ для одаренных[4].
Современная социокультурная ситуация ставит особые задачи относительно целей, содержания и форм выявления и развития одаренных детей. Нам представляется, что наиболее перспективным направлением развития идей о сущности их образования является ориентированность обучения одаренных детей на развитие таких качества, которые сегодня востребованы в обществе: креативность, компетентность, конкурентоспособность, лидерство, умение самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их применение.
Формирование таких качеств предполагает:
- во-первых, освоение “культурных матриц” мышления и деятельности современной эпохи человеческого существования;
- во-вторых, творческую самодеятельность человека, т.е. способность выступать субъектом личного культуротворчества;
- в-третьих, ориентированность Школы на универсальность образования своих выпускников, позволяющую им самостоятельно определять уровень и глубину освоения определенных представлений о мире и дающую им возможность быстрой профилизации в выбираемой предметной области. Содержательно и методически подготовка такого рода выпускников возможна на основе идей личностно- и практико-ориентированного образования, которые и составляют основу идеологии педагогической деятельности в Школе.
Но дело не только в формировании основ развития и функционирования школы для одаренных, необходимо обеспечить преемственность работы с одаренными школьниками на этапе их дальнейшей вузовской подготовки.
Это согласуется с задачами ФЦП «От одаренного ребенка к повышению интеллектуального потенциала нации» (2009-2020 годы) и позволяет конкретизировать, уточнить и расширить задачи лаборатории:
· Разработка системы мероприятий, позволяющей в регионе выявлять одаренных детей и оказывать им образовательную поддержку в формате общего и дополнительного образования.
· Создание системы «социальных лифтов» для одаренных людей, поддержки для эффективного включения в профессиональную деятельность на благо страны в сфере науки и техники, бизнеса и государственного управления.
· Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в части развития и реализации интеллектуального потенциала наиболее одаренной части общества.
· Участие в разработке российской национальной модели развития интеллектуального потенциала нации и образования одаренных детей. Проведение мониторинга интеллектуального потенциала в Уральском и Сибирском федеральных округах. Создание региональной модели развития интеллектуального потенциала. Научный анализ роли интеллектуального потенциала общества в экономическом развитии и международной конкурентоспособности государства и сценариев развития интеллектуальных возможностей в Уральском и Сибирском федеральных округах Российской Федерации.
· Разработка программы работы с одаренными студентами. Определение форм преемственности работы с одаренными школьниками и студентами.
· Разработка модели духовно-нравственных основ развития и социализации одаренной личности. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей особенности одаренных школьников, студентов и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие.
· Развитие системы мотивации педагогических и управленческих кадров, задействованных в работе с одаренными личностями, к профессиональному росту, совершенствование системы дополнительного профессионального образования. Формирование корпоративно-профессиональной культуры педагогического сообщества в отношении работы с одаренными школьниками и студентами.
· Осуществление научного сопровождения и развития инфраструктуры работы с одаренными школьниками и студентами в Уральском и Сибирском федеральных округах Российской Федерации.
· Развитие системы психологического сопровождения образовательного процесса для одаренных личностей.
· Внедрение модели оценки качества в систему образования одаренных детей и талантливой молодежи. Создание системы мониторинга реализации работы в контексте задач блока 10 и контроль за ее реализацией.
[1] Рабочая концепция одаренности. Авторский коллектив: Богоявленская Д.Б. (ответственный исполнитель), Шадриков В.Д. (научный редактор), Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Д., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Панов В.И., Калиш И.В., Холодная М.А., Юркевич В.С. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 68 с.
[2] «Колмогоровский проект» (концепция программы развития интересов, склонностей и способностей учащихся в области математики, информатики, естественных наук). Проект был рассчитан на 2010-2012 годы. Опубликован: Общество / Выпуск № 25 от 11 марта 2011 года.
[3] Разработка Минобразования: Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему (проект). См. Интернет: http://www.i-russia.ru/all/docs/9389/
[4] Школы г.г. Москвы (57, №1199 «Лига школ», школа-интернат СУНЦ при МГУ, школа-интернат «Интеллектуал» (Моск. обл), Лицей «На Донской»), Перми (№146), Санкт-Петербурга (239), Челябинска (31) и др.