Тюменский государственный университет

Лаборатория «Развитие образования: федеральный и региональный аспекты» (Загвязинский В.И., Строкова Т.А.)

Лаборатория «Социология профессионального образования» (Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З.)

Лаборатория «Инклюзивное образование» (Волосникова Л.М., Малярчук Н.Н.)

Лаборатория «Педагогическая культура и гуманитаризация образования» (Закирова А.Ф., Белякова Е.Г.)

Лаборатория физической культуры и спорта (Манжелей И.В., Зуев В.Н.)

Лаборатория социальной безопасности (Селиванова О.А.)

Лаборатория математических методов в образовании и информационной культуры (Захарова И.Г., Кутрунов В.Н.)

 

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

Лаборатория «Проектирование и управление развитием региональных образовательных систем в условиях модернизации образования»

Рукодитель: Ройтблат О.В.

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Западно-Сибирский государственный колледж»

Лаборатория «Исследование развивающих возможностей профессионально-ориентированных сред»

Руководитель: Манжелей И.В.

    Основным направлением деятельности лаборатории является исследование развивающих возможностей профессионально-ориентированных сред.

 Направления исследований:

1.    Формирование рабочих  компетенций (WorldSkillsInternational) в развивающей профессионально-ориентированной среде.

2.    Проектирование и экспертиза  развивающих возможностей адаптивной среды инклюзивного профессионального образования ( исполнитель Бутыч Н.С.).

3.    Патриотическое воспитание студентов в физкультурно-спортивной среде профессионального образования (исполнитель Шатохин А.Г.).


Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества и спорта «Пионер»

Лаборатория «Развитие технического творчества детей и молодежи (федеральная инновационная площадка «Инновационный образовательный хаб и центр компетенций в сфере технического творчества детей и молодежи»)»

Научный куратор: И.Г. Захарова


Лаборатория «Модернизация и устойчивое развитие дополнительного образования»

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Дзержинец»

Лаборатория «Обеспечение социальной безопасности молодежи в процессе социализации»

Руководитель: Селиванова О.А.


Академическая гимназия Тюменского государственного университета

Лаборатория «Креативная педагогика»

    Руководитель лаборатории: Дегтярев С.Н., д.п.н., доцент, директор гимназии ТюмГУ.

Адрес: г. Тюмень, ул. Пржевальского, 37. Email: gymnasia.utmn@rambler.ru, freutmit@mail.ru, т. 8(3452) 418109.

     Основной базой лаборатории креативной педагогики (ЛКП) является гимназия Тюменского государственного университета (Гимназия), которая является общеобразовательной школой старшей ступени обучения (10, 11 классы). В гимназии реализуются пять образовательных профилей: физико-математический, математический, социально-экономический, гуманитарно-лингвистический и социально-гуманитарный. Педагогический коллектив составляет 25 человек, из них 2 доктора наук (Петухова Г.А., Обласова Т.В.), 2 кандидата наук (Дегтярев С.Н., Шестакова Т.Д.), 92% педагогов – учителя высшей категории. Гимназия по показателям деятельности входит в топовые рейтинги российских школ: ТОП 25 (2013), ТОП 500 (2014), ТОП 200 (2015). В гимназии обучаются 300 учащихся, поступивших по конкурсу. В 2015-2016 учебном году, участвуя в олимпиадах, гимназисты заняли 18 первых мест на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников и 8 призовых, из них 4 первых, на ее заключительном этапе.

     Педагогический коллектив гимназии работает над решением проблемы развития личности учащихся, над формированием ценностно-смысловой основы их деятельности, познавательной мотивации, творческих и интеллектуальных способностей. Создание ЛКП на базе гимназии гармонично входит в программу ее деятельности, будет способствовать более полному удовлетворению запросу родителей на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся, решению задачи повышения психолого-педагогической компетентности преподавателей, повышению их исследовательской культуры.

     Цель создания ЛКП: организация исследовательской и методической работы на базе гимназии Тюменского государственного университета по проблеме развития творческой личности в процессе учебно-познавательной деятельности; разработка и проверка эффективности методик развития предметно-специфической креативности учащихся.

     Задачи: - разработка инновационных педагогических технологий, дидактических средств и методов, методических рекомендаций по развитию креативной личности на старшей ступени обучения в школе;

- распространение педагогического опыта, результатов исследования развития креативной личности в научно-педагогическом сообществе (публикации, семинары, конференции, мастер-классы и т.д.).

     Направления работы ЛКП:

1.    Развитие креативных способностей через практико-ориентированные учебно-исследовательские работы (разработка креативного лабораторного практикума).

Исполнитель: Могильный Е.А., учитель физики.

Практический выход: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; разработка креативного лабораторного практикума по физике для 8-11 классов (2016 – 2019 гг.)

2.    Развитие креативной личности средствами гуманитарных предметов (разработка способов и приемов творческого преобразования учебной информации и организация креативно ориентированного общения учащихся в образовательном процессе).

Исполнители:

Шилкова Н.И., учитель истории и обществознания,

Острижняя С.Г., учитель истории и обществознания,

Шестакова Т.Д., учитель физики.

Практический выход: публикации, мастер-классы, методические рекомендации по организации креативно ориентированного общения учащихся в образовательном процессе.

3.    Комплексное развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через формирование креативной образовательной среды. (Решение проблемы повышения развивающих возможностей образовательной среды на основе координации психологических развивающих тренингов с предметно-ориентированными методами развития творческих и интеллектуальных способностей в процессе обучения. Разработка дидактических игр с целью развития гибкости мышления и познавательной мотивации. Реализация творческого подхода в разработке системы изучения иностранных языков.)

Исполнители: Гринченко Н.В., педагог-психолог,

Дегтярев С.Н., учитель физики,

Андросова Л.Г., Кунгурова Г.Г., Сазонова Г.П., Степьюк Л.Г., учителя английского языка и др.

Практический выход: научно-методические публикации, методическая разработка «Everyday – English» - система творческого изучения английского языка, конференции, мастер-классы.

Календарный план на 2016-2017 учебный год

Сентябрь – декабрь 2016 г.

- Формирование творческих групп (методических объединений) по направлениям исследовательской работы ЛКП.

- Разработка индивидуальных планов исследовательской, методической работы учителей гимназии.

- Входная диагностика творческого и интеллектуальных потенциала учащихся, уровня их адаптации к гимназической образовательной среде.

- Ознакомление с планами работы ЛКП и первичными результатами диагностики родителей учащихся (проведение родительских собраний).

- Изучение опыта формирования творческой, креативной личности (курсы повышения квалификации, семинары, конференции).

- Повышения уровня исследовательской культуры педагогов (участие в межрегиональном методологическом семинаре, самообразование).

- Подготовка статей в рецензируемых журналах – 2, на НПК  - 2.

Январь – июнь 2017 г.

- Представление на заседании академической кафедры методологии и теории социально-педагогического процесса исследовательского проекта по развитию креативных умений в практикоориентированной учебной деятельности учащихся в процессе изучения физики (Могильный Е.А.).

- Презентация программы «Everyday - English» на методическом совете Гимназии (Андросова Л.Г., Кунгурова Г.Г., Сазонова Г.П., Степьюк Л.Г.).

- Диагностика реализации творческого потенциала учащихся в течение учебного года (Гринченко Н.В.).

- Семинар для учителей Гимназии «Развитие одаренной личности: ценностный и когнитивный подходы» (представление практического опыта).

- Организация взаимодействия с подразделениями (отдельными сотрудниками) ТюмГУ в целях совместной деятельности по разработке, экспериментальной проверке и применения средств и методов креативной педагогики в образовательной среде Тюменского государственного университета (Школа одаренных, Центр довузовской подготовки, кафедры и институты ТюмГУ: проведение статусных олимпиад на базе Гимназии, разработка олимпиадных заданий, совместные семинары, консультации, участие в интеллектуальных сменах для одаренных и способных учащихся, проведение летних академических школ для старшеклассников, организация педагогической практики для студентов ТюмГУ на базе гимназии).

- Публикации: статьи в рецензируемых журналах – 2, на НПК – 3.


Государственное автономное общеобразовательное учреждение Тюменской области «Гимназия российской культуры»

Лаборатория «Формирование информационной культуры личности гимназистов»

Руководитель: Загвязинская Э.В. Научный куратор : Белякова Е.Г.

Основное направление работы: поиск эффективных способов и средств формирования информационной культуры обучающихся в условиях современного социума, в том числе профилактирование информационных рисков в образовательной среде школы, развитие морально-ценностных информационных фильтров школьников, их способностей критического мышления, умений осмысленно осуществлять работу с информационными ресурсами в сети Интернет. 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 города Тюмени

Лаборатория «Культурологическое наполнение содержания образования»

Руководитель: Носова И.В. Научный куратор: Строкова Т.А.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 16 города Тюмени

Лаборатория «Управление развитием регионального образования»

 Руководитель: Филиппи Н.А. Научный куратор: Строкова Т.А.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 города Тюмени

Лаборатория "Культурологическое наполнение содержания образования"

Руководитель: Кулик В.А. Научный куратор: Белякова Е.Г.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия с углубленным изучением иностранных языков №21 города Тюмени

Лаборатория «Одаренные дети»

Руководитель: Горковец Д.Н. Научный куратор: Алексеев Н.А.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 70 города Тюмени

Лаборатория «Проблема сотворчества с социумом, природой и культурой как ключевая идея современного образования»

Руководитель: Русакова Л.Н. Научный куратор: Огороднова О.В.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лингво-эстетическая гимназия №83 города Тюмени

Лаборатория «Методология развития образовательных систем (теория и практика метапредметного образования)»

Руководитель: Мальцева С.С. Научный куратор: Закирова А.Ф.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 88 города Тюмени

Лаборатория «Качество образования и проблемы его компьютеризации»

Руководитель: Головчак Е.В. Научный куратор: Захарова И.Г.


Школа одаренных ФБГАОУ ВО "Тюменский государственный университет"

Лаборатория «Одаренная личность в образовательном пространстве. Элитарное образование»
Руководители: Юффа А.Я.,  Алексеев Н.А.

      На современном этапе в отечественной педагогике проблемы создания и разработки содержания и принципов  функционирования элитарных ОУ для одаренных детей  еще не нашли должного отражения и проработки. Вместе  с тем, тема  развития  одаренных детей всегда была предметом пристального внимания отечественной  педагогики и психологии.

      В своей концепции и модели Школы одаренных мы опираемся на передовые трактовки и понимание  условий  формирования одаренных детей, которые  нашли отражение в следующих разработках: Одаренные дети [1], Колмогоровский проект [2], Проект Минобразования [3], частные проекты школ для одаренных[4].

      Современная социокультурная ситуация ставит особые задачи относительно целей, содержания и форм выявления и развития одаренных детей. Нам представляется, что наиболее перспективным направлением развития идей о сущности их образования является ориентированность обучения  одаренных детей на развитие  таких  качества, которые сегодня востребованы в обществе: креативность, компетентность, конкурентоспособность, лидерство, умение самостоятельно принимать решения и брать на  себя ответственность за  их применение.

     Формирование  таких качеств предполагает:

 - во-первых, освоение “культурных матриц” мышления и деятельности современной эпохи человеческого существования;

 - во-вторых, творческую самодеятельность человека, т.е. способность выступать субъектом личного культуротворчества;

- в-третьих, ориентированность Школы на универсальность образования своих выпускников, позволяющую им самостоятельно определять уровень и глубину освоения определенных представлений о мире и дающую им возможность быстрой профилизации в выбираемой предметной области. Содержательно и методически подготовка такого рода выпускников возможна на основе идей личностно- и практико-ориентированного образования, которые и составляют основу идеологии педагогической деятельности в Школе.

      Но дело  не  только в  формировании  основ развития и  функционирования школы для одаренных, необходимо обеспечить преемственность работы с одаренными школьниками на этапе  их  дальнейшей  вузовской  подготовки.

Это согласуется с задачами ФЦП «От одаренного ребенка к повышению интеллектуального потенциала нации»   (2009-2020 годы) и позволяет конкретизировать, уточнить и  расширить задачи  лаборатории:

·       Разработка системы мероприятий, позволяющей в регионе выявлять одаренных детей и оказывать им образовательную поддержку в  формате общего и дополнительного образования.

·       Создание системы «социальных лифтов» для одаренных людей, поддержки для эффективного включения в профессиональную деятельность на благо страны в сфере науки и техники, бизнеса и государственного управления.

·       Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в части развития и реализации интеллектуального потенциала наиболее одаренной части общества.

·       Участие в разработке российской национальной модели развития интеллектуального потенциала нации и образования одаренных детей. Проведение мониторинга интеллектуального потенциала в Уральском и Сибирском федеральных округах. Создание региональной модели развития интеллектуального потенциала. Научный анализ роли интеллектуального потенциала общества в экономическом развитии и международной конкурентоспособности государства и сценариев развития интеллектуальных возможностей в Уральском и Сибирском федеральных округах Российской Федерации.

·       Разработка  программы работы с  одаренными  студентами. Определение  форм  преемственности работы с одаренными школьниками и студентами.

·       Разработка  модели духовно-нравственных основ развития и социализации одаренной личности. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей особенности одаренных школьников, студентов и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие.

·       Развитие системы мотивации педагогических и управленческих кадров, задействованных в работе с одаренными личностями, к профессиональному росту, совершенствование системы дополнительного профессионального образования. Формирование корпоративно-профессиональной культуры педагогического сообщества в отношении работы  с  одаренными школьниками и студентами.

·       Осуществление научного сопровождения и развития инфраструктуры работы с одаренными школьниками и студентами в  Уральском и Сибирском федеральных округах Российской Федерации.

·       Развитие системы психологического сопровождения образовательного процесса для одаренных личностей.

·       Внедрение модели оценки качества в систему образования одаренных детей и талантливой молодежи. Создание системы мониторинга реализации работы в контексте задач блока 10 и контроль за ее реализацией.


[1] Рабочая концепция одаренности. Авторский  коллектив: Богоявленская Д.Б. (ответственный  исполнитель), Шадриков В.Д. (научный  редактор), Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Д., Ильясов И.И., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Панов В.И., Калиш И.В., Холодная М.А., Юркевич В.С. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 68 с.

 [2] «Колмогоровский проект» (концепция программы развития интересов, склонностей и способностей учащихся в области математики, информатики, естественных наук). Проект был  рассчитан на 2010-2012 годы. Опубликован: Общество / Выпуск № 25 от 11 марта 2011 года.

[3] Разработка  Минобразования: Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему (проект). См. Интернет: http://www.i-russia.ru/all/docs/9389/

[4] Школы г.г. Москвы (57, №1199 «Лига школ»,  школа-интернат СУНЦ при МГУ, школа-интернат «Интеллектуал» (Моск. обл),  Лицей «На Донской»), Перми (№146), Санкт-Петербурга (239), Челябинска (31) и др.